Социальная защита, её особенности и виды

Социальная защита населения и ее содержание

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

К основным видам относятся:

  1. Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
  2. Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
  3. Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.

В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:

  1. Поддерживать стабильность общественной ситуации.
  2. Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
  3. Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
  4. Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.

Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Основные подходы к определению понятия «социальный защита»

В целом выделяется два основных подхода к понятию «социальный защита».

  1. Согласно первому подходу, социальная защита трактуется как широкое понятие и касается всей социальной сферы в государстве. Соц.защита в широком смысле включает социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование, а также меры активного характера (Политика занятости, борьба с безработицей). Другими словами, это деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на нее, создание условий для самоопределения и утверждение в жизни.
  2. Под социальной защитой в узком смысле понимают в первую очередь определенную, ограниченную совокупность действий, направленных на оказание помощи при жизненных неурядиц.

Элементы социальной защиты

Современная структура социальной защиты включает такие элементы:

  • совокупность социальных гарантий государства;
  • социальные льготы, предназначенные определенным слоям населения (социальные выплаты по категориям);
  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • обязательное государственное и добровольно корпоративное страхование.

Определение 2

Система социальных гарантий – это представление благ и услуг, которые важны на социальном уровне, гражданам без учета их проверки нуждаемости и их трудового вклада.

Уровень и минимальный набор данных гарантий в зависимости от ресурсных возможностей общества и конкретных исторических условий является подвижным. Данный элемент социальной защиты основывается на принципах налогообложения и бюджетов финансирования.

Социальные льготы, которые примыкают к системе социальных гарантий, предоставляют гарантии определенным категориям населения. Данный элемент социальной защиты отличается универсальностью предоставления социальных услуг в пределах определенной демографической группы (люди с инвалидностью, ветераны).

Социальная помощь, как форма социальной защиты, — это предоставление социальных благ на основе проверки нуждаемости тех категориям населения, которые являются социально уязвимыми (малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума).

Социальное страхование – это элемент социальной защиты, который направлен на сокращение рисков, связанных с потерей трудоспособности.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальная поддержка как одна из форм социальной защиты

Социальная поддержка (социальная помощь) – один из способов социальной защиты населения, который направлен на помощь конкретным социально-уязвимым и незащищенным группам населения. Помощь может осуществляться несколькими путями: денежные выплаты, а также в виде натуральных выплат (предоставление бесплатной одежды и продуктов питания). Финансирование проводится за счет общих налоговых поступлений.

Для того, чтобы человек получил социальную поддержку, необходимо проверить, насколько сильно он или члены его семьи нуждаются в данном виде помощи. для идентификации степени нужды проводится проверка по данным о доходах (обязательное условие – доходы должны быть ниже прожиточного минимума и минимальных жизненных стандартов). Именно это условие является обязательным элементов политики по борьбе с бедностью населения. Она обеспечивает минимальный гарантированных доход, который позволит человеку и его семьи удовлетворять их витальные потребности. Также, благодаря социальной защите человек может заявить о своих правах и свободах, а также о своей значимости для общества.

Деятельность в сфере социальной защиты возможна лишь в процессе обучения и становления специально обученного персонала – социальных работников. Это люди, которые должны ориентироваться не только в социальной сфере, но и в экономическом, политическом и культурном отсеках общества

Важно также исследовать сферу психологии, поскольку социальная помощь зачастую носит характер вынужденной реабилитации, диагностики и дальнейшей адаптации к постоянно меняющимся условиям

Субъекты и объекты социальной защиты

Главным субъектом данной сферы является государство, в задачи которого входит:

  • разработка и практическая реализация социальной защиты,
  • контроль функционирования органов социальной защиты,
  • утверждение государственного бюджета, внебюджетных источников финансирования.

К субъектам социальной защиты также следует отнести органы помощи населению, многочисленные профсоюзы, союзы и ассоциации, различные общественные объединения.

Определение 1

Основным объектом социальной защиты выступает все население. В данном случае реализация социальной защиты предполагает обеспечение безопасности жизни и здоровья, создание оптимальных условий для реализации потребностей, интересов населения, его духовного развития, укрепления физического и нравственного здоровья этноса.

Сущность понятия «социальная защита»

Существуют различные теоретико-методологических подхода к определению сущности понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (далее — МОТ) определяет понятие социальной защиты как общую базовую социальную поддержку всем гражданам, независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа. Так, Конвенция МОТ 1952 и последующие международные трудовые нормы содержат девять основных составляющих социальной защиты:

  • медицинская помощь,
  • помощь в результате болезни,
  • пособие по безработице,
  • в связи с рождением ребенка,
  • помощь семьям с детьми,
  • в результате производственного травматизма и профессионального заболевания,
  • по инвалидности,
  • по возрасту,
  • в случае потери кормильца.

То есть налицо широкая трактовка социального защиты как социальной поддержки, оказываемой всему населению и целью которой является социальная безопасность.

Вызывает интерес определение, которое дает социальной защите «The Encyclopedia Americana»:

Системообразующим фактором в этом определении есть «Безопасность и свобода от страха», что само по себе является необходимым элементом свободного демократического государства.

Подчеркнутый также такой существенный аспект социальной защиты, как возможность его существования только в солидарном обществе — «группы взаимосвязанных людей», ведь социальная защита осуществляется совместными усилиями всего населения страны.

Значение организации социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.

Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.

В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.

Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.

В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.

Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:

  • биологическую природу человека;
  • особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
  • производственную сферу;
  • трудовые отношения и другие.

Понятие социального государства увязывается не только с понятием социальной защиты, но и с понятием социального обеспечения. Организация социального обеспечения является более узким понятием по сравнению с социальной защитой населения. Это обуславливается тем, что основным способом реализации политики в области социального обеспечения, является перераспределение ВВП, путем предоставления гражданам материальных благ, способствующих улучшить их материальное положение и социальный статус в обществе.   

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Кто может претендовать на социальную защиту

Согласно законодательству Российской Федерации, объектами соцзащиты выступают:

  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • сироты, не достигшие совершеннолетия;
  • члены многодетных семей;
  • матери-одиночки;
  • малообеспеченные граждане;
  • безработные;
  • больные ВИЧ;
  • инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий;
  • семьи военных, погибших в ходе боевых действий;
  • граждане без конкретного места жительства.

Основным субъектом является государство. Второстепенными — официальные общественные организации, которые могут быть ассоциациями, профессиональными объединениями, союзами отдельных предпринимателей. В сравнении с государственными, общественные организации имеют меньший охват, более узкую специализацию.

Система социальной защиты населения, структурные особенности

Система, выстроенная государством для защиты конституционных прав человека, закреплена законодательством. Ее составными частями являются:

  • Федеральная служба соцзащиты населения;
  • центральный Департамент и входящие в его состав структурные подразделения администрации;
  • Минздравсоцразвития России;
  • территориальные органы соцзащиты субъектов РФ;
  • организации, работающие в сфере общественных услуг и находящиеся в подчинении у муниципалитетов;
  • Финансово-экономический департамент администрации органов исполнительной власти.

Конечным потребителем услуг является население — те его категории, которые обладают признаками и характеристиками объектов социальной помощи.

Социальное страхование

Социальное страхование сформировано с целью защиты экономически активного населения от социальных рисков. Основой социального страхования является коллективная солидарность в случае возмещения ущерба.

Основными социальными рисками является потеря трудоспособности, связанная с:

  • Заболеванием;
  • Безработицей;
  • Несчастным случаем;
  • Профессиональным заболеванием;
  • Старостью;
  • Материнством;
  • Производственной травмой;
  • Смертью кормильца семьи.

Различают две формы, существующие в социальном страховании: обязательное и добровольное.

Обязательное социальное страхование происходит при поддержке государства через его фонды. Добровольное страхование происходит при отсутствии государственной помощи.

Социальная поддержка граждан происходит через выплату денежных средств таких как пособия, пенсия, а также через финансирование услуг организации здравоохранения, через предоставление профессионального обучения и другое

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение включает в себя создание такой государственной системы, которая призвана формировать материальное обеспечение и обслуживание пожилых и нетрудоспособных слоев населения, а также многодетных семей с детьми.

Материальное обеспечение производится за счёт общественных фондов потребления.

Социальное обеспечение включает в себя не только пенсии по старости и инвалидности, но и пособия по временной нетрудоспособности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

К социальному обеспечению также относятся помощь специальным организациям на содержание нетрудоспособных, которые в этих организациях содержатся, это могут быть дома престарелых, дома-интернаты и так далее.

Помощь семьям, которые содержат и воспитывают нескольких детей и в целом семейные пособия, а также протезная помощь на льготных условиях либо совершенно бесплатное и предоставление инвалидам бесплатных средств передвижения, дополнительно профессиональное обучение инвалидов, а также льготы семьям инвалидов, относятся к социальному обеспечению государства.

Понятие «социального риска»

Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальной солидарности, повышения общего благосостояния населения.

Замечание 1

Одной из важных функций социальной защиты является избежание социального риска. Социальные риски — это обстоятельства, объективно нарушают жизнедеятельность лица, связанные с социально-экономическими факторами в государстве и при которых наступает необходимость в социальной защите.

Правовой основой определения таких обстоятельств является положение законодательства о социальной защите. По содержанию чаще всего выделяются такие социальные риски, как нетрудоспособность, безработица (частичная безработица), потеря кормильца и малообеспеченность.

Итак, социальная защита можно определить как процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благополучия человека в конкретных экономических условиях.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Функции социальной защиты

Определение 1

Функции социальной защиты – это направления воздействия на общество, которые обусловлены целевым назначением социального обеспечения.

Влияние на общество обусловлено социальным обеспечением. Каждая основная сфера общества подвергается воздействию определенной функции. Поскольку человеческое общество подразделяется на пять основных сфер, необходимо различать следующие функции социальной защиты:

  • экономическая;
  • социальная;
  • политическая;
  • духовно-идеологическая;
  • демографическая.

Экономическая функция социальной защиты основана на его положительном воздействии на экономику государства, потребности и интересы людей, как участников производства. Данная функция имеет сложную структуру и состоит из ряда подфункций: распределительная, обеспечительная и производственная.

Распределительная подфункция позволяет донести до потребителя, специфические услуги и благи экономическим путем. Она заключает в себе способы аккумуляции и распределения денежных средств в особых фондах на цели, которые являются действиями государства, органами местного самоуправления, организаций, что предназначены для социального обеспечения и отчисления денежных средств нуждающимся слоям населения.

Основа обеспечительной подфункции заключается в поддержании материального благосостояния тех граждан, для которых выплата социальных пособий является основным источником существования.

Производственная подфункция заключается в стимулировании населения к производственной деятельности, а также к повышению производительности труда путем создания оптимальных условий для формирования способностей к труду у несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц.

Социальная функция отражает связь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Обеспечение направлено на предупреждение, устранение или смягчение последствий от наступления сложных жизненных ситуаций.

В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить следующие подфункции: защитную, реабилитационную и компенсационную.

Защитная подфункция заключается в защите населения от неблагоприятных последствий (инвалидность, болезнь, старость), а также от результатов перехода к рыночной экономике. Помощь заключается в выплате пособий, пенсий, предоставлении различных услуг, материальной помощи и прочее.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических сил. Она осуществляется при помощи тех методов, которые помогают восстановить трудоспособность граждан и вернуть их в трудовую деятельность (выплата пенсий по инвалидности, выплат по временной нетрудоспособности, выплаты по рождению ребенка и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими элементами, средствами для передвижения).

Компенсационная. Здесь подразумевается компенсация утраченного заработка, а также повышенных расходов в случае утраты доходы, снижения уровня обеспеченности материальными благами в связи рождением ребенка, выходом на пенсию, получением инвалидности, при безработице или повышении цен на розничные услуги и продукты.

Политическая функция социальной защиты подразумевает связь между политикой и социальным обеспечением. Обеспечением в данном случае служит средством, при помощи которого реализуются задачи социальной политики. Все его институты способствуют реализации социально-политических мероприятий, которые запланированы на государственном уровне. Социальное обеспечение играет ряд важнейших задач современной социальной политики: предотвращение снижения жизнеобеспечения населения, улучшение материального положения различных слоев населения, снижения уровня социальной напряженности.

Духовно-идеологическая функция характеризуется взаимосвязью между духовно-идеологической сферой общества и социальной политикой. Социальное обеспечение функционирует как с социальной сферой, так и со всеми ее элементами – разными формами человеческого сознания (мораль, идеология, социальная психология).

Демографическая функция характерна воздействием социального обеспечения на все демографические процессы и действия. Состояние социальной защиты напрямую зависит от демографической структуры и характера происходящих процессов. В свою очередь социальная защита оказывает ощутимое положительное воздействие на процессы в социуме. Содержанием демографической функции является стимулирование развития, создания и укрепления семейных отношений, а также повышение рождаемости.

Понятия социального обеспечения и защиты

Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.

Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.

Социальная защита граждан – это практическая деятельность по реализации главных направлений социальной политики. Она производится на базе нормативно-правовых и законодательных документов, материальных ресурсов и состоит из организаторской работы учреждений, органов и организаций.

Замечание 1

Благодаря мероприятиям социальной защиты населения осуществляется материальная помощь матерям, производится охрана окружающей природной среды, реализуются образовательные и медицинские услуги, осуществляется трудоустройство безработных слоев населения, поддерживаются малоимущие семьи материальными благами, минимизируются последствия экономической реформы. Органы местного управления и государство в целом помогают гражданам с приобретением жилого помещения и другого имущества (с помощью приватизации жилья, муниципальных и государственных предприятий, земель, семейных и других частных организаций).

Социальное обеспечение является основным блоком социальной защиты граждан и имеет узконаправленные параметры действия. Обеспечение сложилось как система защиты населения от наступления тех жизненных обстоятельств, что могут повлечь за собой снижение или утрату дохода, а также малообеспеченность. Данные жизненные обстоятельства называются социально-экономическими рисками, и их можно классифицировать следующим образом:

  1. Обстоятельства биологического характера: беременность, рождение ребенка, заболевание или общие травмы, наступление инвалидности, достижение пенсионного возраста.
  2. Обстоятельства производственного характера: профессиональные заболевания, несчастный случай на производстве, военная травма, болезнь, полученная во время прохождения военной службы, инвалидность, выслуга лет.
  3. Обстоятельства экономического характера: инфляция, безработица, малообеспеченность.
  4. Обстоятельства демографического характера: многодетность, сиротство, неполная семья.

Социальная государственная поддержка

Здесь необходимо понимать о помощи, которая предоставляется социально уязвимым группам населения. Такие группы зачастую не способны в силу объективных обстоятельств обеспечить самостоятельно себе доход. В такой ситуации, помощь осуществляется через денежные и натуральные выплаты такие как бесплатные обеды или одежда.

Финансирование социальной поддержки происходит через налоговые поступления.

Предоставление социальной помощи происходит тем группам населения, у которых доходы оставляют ниже минимальных стандартов. В этом заключается один из самых важных элементов политики и социальной поддержки — это борьба с бедностью.

Социальную поддержку также следует понимать, как меры, которые заключаются в содействии и предоставлении услуг, оказываемых конкретным лицам или группам людей социальными службами, с целью преодоления каких-либо жизненных сложностей, а также поддержка социального статуса и помощь в адаптации в обществе. Таким образом социальная поддержка не ограничивается только лишь материальной помощью.

Социальная служба по социальной поддержке ведёт деятельность по оказанию социально-бытовых, правовых, педагогических и медицинских услуг, а также материальной помощи, проведения реабилитации и социальной адаптации граждан, которые находятся в сложных жизненных ситуациях с целью сформировать отдельную отрасль под названием социальное обслуживание.

Социальной работой называют деятельность, направленную на оказание поддержки, помощи и защиты людей, прежде всего социально слабых, таких как пенсионеры и инвалиды, тяжело больные дети, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, в том числе наркоманы, безработные, подростки, которые попали в дурную компанию, осужденные и беженцы, неполные семьи и так далее.

Все эти группы людей являются объектом социальной работы.

Замечание 3

Под субъектами социальной работы принято понимать организации и людей, которые проводят данную работу. В основном это государство в целом, которое осуществляет социальную политику через свои государственные органы социальной защиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: