Принципы физического воспитания

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся

К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

Принцип сознательности и активности

Предусматривает определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается вформировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и само-совершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающим­ся.

Из практики физического воспитания и спорта известно; если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интере­сы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. По­этому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физичес­кой культуры является важным аспектом формирования сознательности и активно­сти. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потреб­ностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора.

В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе, отражено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие лич­ности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции).

Второйфактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых резуль­татов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повы­шение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечаю­щее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо биологических потребностей в двига­тельной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий.

Третийфакторотражает общие закономерности раз­вития и самоорганизации живых систем, определяющие синергизм культурных, со­циальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лон-гитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включе­ние в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способнос­тей

Вместе с тем, важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в ка­ком объёме?». Осмысленное выполнение физических упражнений несомненно спо­собствует мобилизации индивида, тем самым, повышая эффективность образова­тельного аспекта занятий, и росту духовности занимающегося

При этом, педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состояние ожидания новой ин­формации, интерес к ней, безусловно способствуют повышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресыщенность индивида может стать се­рьёзным препятствием в учебно-воспитательном процессе.

С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необхо­димо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспита­тельном процессе целенаправленные задания по развитию способности к опера­тивному анализу состояния (с использованием методик экспресс-контроля ), умению находить ошибки в технике движений, причины их возникно­вения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей зани­мающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, вре­мени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получае­мой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и количественных параметрах выполняемых физических упражнений.

Принцип прогрессирования воздействий

Некоторые специалисты называют этот принцип принципом постепенности или последовательности воздействий и прочности результата.

Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индиви­да к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомер­ный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повыше­нием функциональных возможностей организма и физических способностей.

Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используе­мых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагруз­ки, её объёма и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требо­ваний лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое за­дание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.

На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные ком­пенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физичес­кие нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации веге­тативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работос­пособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолиней­но-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки.

Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упраж­нений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повы­шает «цену» адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональ­ных систем организма.

При использовании больших энергоёмких физических на­грузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяю­щие долговременную форму адаптации. При её целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования.

Волнообразный ха­рактер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обес­печивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профи­лактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физичес­ких нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хоро­шо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Характеристика специфических принципов физического воспитания

Выделяют следующие специфические принципы физического воспитания:

Принцип непрерывности.

Данный принцип основан на ряде положений:

физическое воспитание – это целостный, непрерывный процесс, который состоит из системы последовательных занятий, построенных по принципу «от простого к сложному»;
преемственность физических занятий, используемых педагогом во время организации занятий, важным является соблюдение систематичности проводимых занятий и интервала между ними (важно не допускать большого интервала между занятиями).

Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха.

Данный принцип основан на разумности физических нагрузок, их чередования с отдыхом, который обеспечивает восстановление работоспособности организма. Система чередования нагрузок и отдыха должна строиться на основании разновременности, с целью достижения максимального результата от занятий и процесса восстановления (отдыха). Большое значение имеет и интервал времени между занятиями и отдыхом. В том случае, если интервал между занятиями слишком длинный, то достигнутый эффект может быть ослаблен или частично потерян. В этом случае возникает необходимость повторения пройденных ранее занятий, и восстанавливать физическую форму.

Таким образом, специфичность данного принципа выражена в строго установленной системе чередования отдыха и физических нагрузок. Реализация принципа достигается путем:

  • рационального повторения физических занятий;
  • рационального чередования отдыха и нагрузок;
  • вариативностью и повторностью нагрузок и заданий.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.

Согласно данному принципу эффективность физических занятий находится в зависимости от систематического повышения требований к двигательным умениям. Повышение требований осуществляется за счет увеличения нагрузок, усложнения заданий и т.д.

Физические занятия, согласно данному принципу, должны выстраиваться по принципу прогресса, то есть постоянного и систематического усложнения заданий, на основании имеющихся навыков и умений.

Важным условием является то, что усложнения занятий и увеличение нагрузки должно осуществляться на основании достигнутых результатов и быть рациональным. Не стоит допускать перегрузок детей, посредством недоступных им занятий, в силу физического несовершенства. Такой подход может отрицательно сказаться не только на физическом здоровье детей, но и сформировать негативное отношение к занятиям физической культурой.

Таким образом, данный принцип предусматривает постепенное и планомерное увеличение физической нагрузки и сложности физических упражнений, в соответствии с возможностями детей и имеющимися у них навыками.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Данный принцип предусматривает два основных положения, на основании которых определены типичные формы динамики общей нагрузки на организм детей в процессе физического воспитания:

  • осознание возможностей каждого ребенка, имеющихся у него знаний, умений и навыков, умения применять их в повседневной жизни;
  • формирование и развитие инициативности, самостоятельности, активного и творческого отношения к занятиям физической культурой.

Принцип наглядности.

Согласно данному принципу, эффективность физического воспитания во многом зависит от привлечения органов чувств ребенка в процессе занятий физической культурой. Принято выделять три формы наглядности:

  • зрительная наглядность: показа движений, чтение пособий, методической литературы и т.д.;
  • звуковая наглядность: осуществляется в виде различных звуковых сигналов (словесные команды, свисток, хлопки и т.д.);
  • двигательная наглядность: наиболее важный вид наглядности, особенно при обучении новым и сложным двигательным действиям (уточнение движений, динамика движений, амплитуда и т.д.).

Принцип доступности и индивидуализации.

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ¬ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле¬ние в освоении двигательных действий.

Характеристика методических принципов

Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.

В перечень дидактических принципов входят:

1. Принцип сознательности и активности.

Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.

Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.

2. Принцип наглядности.

С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.

На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.

На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.

При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:

  • состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы);
  • уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода);
  • наличие целеустремленности, силы воли.

Общие принципы

Общие принципы физического воспитания отображают всю методику педагогического процесса в целом.

К основным принципам физического воспитания относятся:

Гармоничное и всестороннее развитие личности. В процессе обучения физической культуры необходимо интегративно решать задачи эстетического, умственного, трудового, физического воспитания. Сформированные способности и физические качества индивида в этом случае несут общественную ценность

Для полноценного развития двигательных навыков и физических качеств важно обеспечить тесную взаимосвязь между общей и специальной физической подготовкой. 1

Связь физического воспитания с жизненной практикой. Физическое воспитание должно быть ориентировано на способность к дальнейшему продуктивному труду и защите Отечества. А для этого необходимо воспитать сильного и выносливого человека
На занятиях необходимо отдать предпочтение упражнениям, которые вырабатывают навыки трудового характера, акцентировать внимание на формировании у обучающихся активной жизненной позиции, воспитании трудолюбия, нравственных качеств, патриотизма.

Оздоровительная направленность физического воспитания. Нагрузки на занятиях должны соответствовать подготовленности и возрасту детей
За обучающими устанавливается обязательный врачебный контроль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: