Материя — понятие, свойства и категории в философии

Понятие материи

Понятие материи, ее виды

Понятие материи является одним из фундаментальных в философии. Представление о существовании материи восходит своими корнями к до философским мифорелигиозным системам, которые обозначали с его помощью мир сотворенный божествами. В самой философии, материя рассматривалась в качестве субстанции, т.е. первопричины и сущности мира, бытия, основной формы его существования. Вместе с тем понимание материи, ее роль и место в философских концепциях с течением времени значительно менялись.

Так уже в античной философии можно найти множество альтернативных взглядов на материю. Для натурфилософов милетской школы (Анаксимен, Анаксагор) материя – это стихия, создающая все многообразие бытия. Демокрит и философы-атомисты рассматривают материю как совокупность бесконечно малых частиц – атомов, которые вечны, неуничтожимы и неделимы, и образуют все формы бытия через свое объединение в более сложные структуры. В тоже время Платон с идеалистических позиций рассматривает материю как вторичную по отношению к идеальному бытию. Материальные тела в его концепции есть лишь грубые и неточные воплощения идей. Погрешности возникающие в процессе их материализации приводят к тому, что одна и та же идея, например, лошади, порождает множество отличных друг от друга материальных тел.

В период средневековья идеалистические взгляды продолжают преобладать. Материя ассоциируется с природой и представляет собой творение бога, его производную. В Новое время идеализм постепенно уступает место механистическому материализму. В данной концепции материя понимается как вещество, а именно как совокупность бесконечно малых и неделимых атомов, взаимодействующих между собой по законам механики во времени и пространстве. При этом время и пространство представляют собой самостоятельные субстанции, независимые от материи.

Современное понимание материи формируется в рамках марксистского направления философии В.И. Лениным. Оно открепляется от понимания материи исключительно как вещества, включая в него все возможные формы существования реальности, как уже известные, так и те, которые человечеству еще предстоит открыть. При этом явления нематериального, духовного характера – психика, социальные отношения, культура и т.д. рассматриваются в качестве вторичных по отношению к материи, как ее функции и продукты деятельности.

В настоящее время выделяют два основных вида материи:

  • вещество,
  • энергия.

Под веществом понимается материя, организованная корпускулярно, т.е. состоящая из отдельных сколь угодно малых частиц. Энергия в свою очередь не закреплена в качестве каких-либо частиц, но проявляет себя в качестве излучения. Вместе с тем данное деление достаточно относительно, так как вещество и энергия способны взаимно преобразовываться друг в друга, что было доказано Эйнштейном.

Вещество в свою очередь делится на обычное (светящееся) и темное. В наблюдаемой вселенной – шаре радиусом 15 миллиардов световых лет, доля массы обычного вещества крайне мала – всего лишь 4%. Около 25% приходится на темное вещество. В отличие от обычного темное вещество не испускает излучения и по этой причине остается невидимым для человека. Его взаимодействие с обычным веществом по мнению ученных в настоящее время ограничивается лишь гравитационным воздействием.

Энергия аналогично подразделяется на излучение и темную энергию. Темная энергия также, как и темная материя остается недоступной для регистрации и обнаруживается исключительно благодаря ее гравитационному воздействию на обычную материю.

Понятия пространства и времени

Определение 2

Пространство – это базовая категория человеческого представления о мире, отражающая его неоднородный и множественный характер.

Представление о пространстве необходимо для нормального протекания психической деятельности, так как оно включает в себя как предметы и объекты окружающего мира, так и самого человека, а также связи между ними. К основным свойствам пространства относят:

  • протяженность,
  • однородность,
  • изотропность,
  • трехмерность.

Определение 3

Время – это понятие, отражающее понимание изменчивого и процессуального характера реальности, существования возможности взаимодействия между телами в пространстве, которое носит последовательный, упорядоченный характер.

Наиболее часто время понимается как линейное, равномерно протекающее из прошлого в настоящее и будущее, и таким образом однозначно закрепляющее положение вещей в пространстве в определенный момент. Вместе с тем существует также циклическое понимание времени, связанное с повторяемостью определенных событий (сутки, год), само измерение линейного времени возможно лишь благодаря циклическим событиям.

Основными свойствами времени являются:

  • длительность,
  • однородность,
  • одномерность,
  • необратимость.

3.2.1. Пространство и время как атрибуты материи

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь — абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная пли актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время — самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство — это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, — а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время — не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Их геометрические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойств от характера движения материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства — времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время — это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

3.2.3. Системность как основное свойство материи

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (с греческого — целое, составленное из частей) — это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему. Для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения), выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система — это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды, поваренной соли, симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы — это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но и выделение тех из них, которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим. В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Разумно такое определение:» …Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч.- Т.18.- С. 149, 131.). (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

Ленин также дал определение материи, описав его в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». Согласно его труду, это категория в философии, обозначающая объективную, а не субъективную реальность. Она дается человеку в его ощущениях, поэтому ее можно отобразить, копировать, фотографировать. Независимо от них материя также может существовать.

https://youtube.com/watch?v=PW7R4TgIfhU

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: