Какая связь между гражданским обществом и государством?
Гражданское общество влияет на государство посредством демократических институтов, тем самым заставляя его принимать законы о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. д.
Что такое правовое государство?
Российская Федерация — это правовое государство. Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон, его главная задача состоит в защите прав и свобод человека и гражданина. Любые организации правового государства неукоснительно выполняют законы.
Такое государство обеспечивает все условия для обеспечения свободы гражданина, которые опираются на правило «что не запрещено законом, то дозволено».
Государство наделено властью, обеспечивающей гармоничное существование и развитие общества.
Общественные организации и движения
У общественных институтов современного гражданского общества функции и задачи играют важную роль для граждан. Основными пунктами служат следующие моменты:
-
Определение потребностей сообщества и их последующее удовлетворение.
-
Социальная интеграция и мобилизация.
-
Социализация. За счет общественных объединений происходит повышение гражданской активности, а также повышение коммуникативности.
-
Репрезентативные функции. Объединения представляют и защищают свои свободы и полномочия. Обеспечивают охрану специфических интересов своих членов и представляет их в правительстве.
Проблемы развития институтов гражданского общества
Одной из основных проблем развития институтов гражданского общества является низкий уровень осознанности и сознательности населения, имеющего неактивную жизненную позицию. Такие граждане не имеют представления о своих правах и обязанностях, не хотят бороться за них, не готовы брать на себя ответственность.
Такое отношение к своим гражданским правам и обязанностям, с одной стороны, обусловлено объективными причинами, с другой стороны, носит чисто субъективный характер. В первом случае речь идет об объективно обусловленном недоверии граждан к государству, правительству, иным властным структурам, осознании своей ничтожности по сравнению с государственной машиной. В этих условиях не каждый гражданин может найти в себе силы для борьбы за правое дело. Во втором случае речь идет о социальном равнодушии людей, их неготовности предпринимать какие-либо действия для всеобщего блага. Зачастую это обусловлено довольством собственным положением, нежеланием рисковать достигнутым ради потенциальных возможностей.
Также к числу проблем развития институтов гражданского общества можно отнести злоупотребления и подмену целей деятельности в системе некоммерческих организаций. Создаваемые ради отстаивания интересов гражданского общества эти организации не всегда следуют провозглашенным целям своей деятельности, начинают совмещать некоммерческую деятельность с коммерческими операциями, лоббируют интересы строго ограниченного круга лиц и так далее.
К числу проблем развития институтов гражданского общества можно отнести наличие глубокой дифференциации российского общества по таким критериям как богатство и бедность, центральная часть страны и периферия, элита и остальной народ, чиновники и все остальные граждане. Для такого общества характерно наличие разнонаправленных интересов, что затрудняет выработку единой политики развития гражданских институтов.
Еще к числу проблем развития институтов гражданского общества можно отнести кризис ценностей, которые утратили свои объединяющие начала. Общество должно возродить доверие, уважение к личности, жизни и достоинству каждого человека, солидарность и так далее.
Основу развития институтов гражданского общества должен составить «средний класс», который практически отсутствует в Российской Федерации. Именно «средний класс» обеспечивает возможность стабильного развития общества, формирования коллективных интересов.
Религиозные организации
Цель их создания — распространение религиозного вероучения, обогащение духовно-нравственной жизни страны, а также поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, в России при участии православной церкви были открыты несколько десятков кризисных центров для матерей-одиночек и беременных женщин. Есть церковные организации, помогающие людям с зависимостями выздороветь и найти своё место в обществе.
Рис. 2. Кризисный центр для женщин с детьми.
В некоторых странах религия признаётся основой государственной власти (например, ислам в Пакистане и Иране). В Северной Корее провозглашён атеизм, но официально исповедовать религию не запрещено. А в Афганистане в отдельных случаях за отступление от мусульманской веры наказанием может стать смертная казнь.
Признаки гражданского общества
Основные признаки гражданского общества включают:
- правовое государство с демократическим политическим режимом;
- личная свобода человека (включает свободу слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения и т. д.);
- государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
- законы и конституция обладают юридической силой;
- высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике, знание законов — подлинная заинтересованность в улучшении жизни граждан;
- контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
- гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.
Вопрос № 3. Понятие гражданского общества
С идеей правового государства тесно переплетается другая философско-правовая категория – гражданское общество. Но если понятие правовое государства хотя бы терминологически уже наталкивает, на какие либо представления о данном явлении, то термин гражданское общество вызывает различные, а порой даже противоречивые мнения.
По нашему мнению, гражданское общество – это совокупность индивидов обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества.
Гражданское общество обладает следующими отличительными признаками:
1. Гражданское общество – это совокупность индивидов.
Данный признак означает, что люди входящие в гражданское общество не выступают в роли толпы, охласа, обезличенной массы руководствующихся сиюминутными амбициями и ложными лозунгами политической элиты. Каждый человек входящий в гражданское общество является личностью, обладает индивидуальностью, высоким уровнем правосознания и развитой правовой культурой, могущий трезво оценить решения и заявления правящего класса. Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы.
2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование.
Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства.
3. Гражданское общество – это саморегулируемая система.
В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. По этому в гражданском обществе приоритетом обладает не позитивное право, а естественное, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д. Можно даже сказать, что при отмене норм позитивного права, гражданское общество сможет обходиться и без них, тогда как обычное общество падет в хаус и утонет в преступности. Это вызвано тем, что каждый человек в ходящий в это общество четко осознает свое, если можно так сказать, предназначение, действует инициативно для достижение совместно поставленной цели.
4. Гражданское общество это сложноустроенная система.
Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие облати человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи.
5. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения.
Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.
Значение институтов гражданского общества
Демократическое политическое устройство современного государства предполагает обеспечение возможности личности непосредственно или через представителей, а также за счет объединения с иными лицами участвовать в общественной, в том числе политической, жизни страны. В такой системе государство все чаще рассматривается как партнер, который решает возложенные на него функции и задачи посредством диалога, посредством взаимодействия с обществом при решении экономических и социальных задач публичного управления. Это предполагает, что в современном обществе функционируют следующие ключевые подсистемы, независимые друг от друга и самостоятельные в определении целей, задач собственной деятельности, методов и способов их реализации в рамках, установленных законом:
- первая подсистема – это подсистема, опосредующая отношения государства и власти;
- вторая подсистема – это подсистема, опосредующая экономические и иные хозяйственные отношения в обществе;
- третья подсистема – это подсистема, опосредующая функционирование институтов гражданского общества.
В современных государствах функции и задачи публичного управления реализуются посредством инструментов двустороннего и трехстороннего партнерства, то есть партнерства государства и бизнеса, партнерства государства, бизнеса и институтов гражданского общества. Партнерская модель взаимоотношений государства и общества позволяет решить следующие задачи:
- во-первых, государство вовлекает народ в разработку, принятие и реализацию управленческих решений. Таким образом, государственные решения поддерживаются народом, потому что разработаны, приняты в его интересах; исполняются эффективнее, поскольку каждый член общества понимает значение и цели принятия и реализации таких решений;
- во-вторых, государство посредством инструментов государственно-частного и трехстороннего партнерства получает возможность для реализации собственных функций привлекать ресурсы частного бизнеса и институтов гражданского общества, что также повышает эффективность управленческих процессов и управленческих решений.
Современные тенденции развития институтов гражданского общества
Современное гражданское общество отличается высоким уровнем активности всех категорий институтов гражданского общества. Однако одной из наиболее развитых тенденций формирования институтов гражданского общества можно считать создание и функционирование некоммерческих организаций, которые активно осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Некоммерческие организации формируют так называемый «третий сектор» гражданского общества, отличный государственного сектора и коммерческих структур.
«Третий сектор» получает реальные возможности, позволяющие участвовать в развитии современного общества на равных с государством и другими институтами, заинтересованными в реализации интересов граждан.
Современное гражданское общество сталкивается с двумя противоборствующими тенденциями. С одной стороны, молодые люди все активнее включаются в общественную жизнь, готовы к отстаиванию своих интересов, построению полноценного гражданского общества. С другой стороны, значительная часть населения не интересуется общественными и политическими проблемами, не участвует в решении социальных проблем, отказываясь проявлять даже минимальную гражданскую активность.
Религиозные организации
Объединения верующих. В России от государственной власти «церковь» и все, что к ней относится, четко разграничены.
У религиозных организаций выделяют следующий функционал:
-
Объединение людей с одной и той же верой для распространения учений и увеличения адептов.
-
Формирование ценностных ориентаций. Религия – это определенные взгляды на жизнь и священные ценности. Они выступают в качестве ориентиров жизненного пути каждого адепта организации.
-
Коммуникации. У религиозных объединений в данном смысле подразумевается общение с Богом (или несколькими божествами).
-
Регулятивные функции. Осуществление контроля за соблюдением установленных канонов.
-
Компенсаторские действия. Религия обещает людям лучшую жизнь при условии соблюдения устоявшихся заповедей. Реализовывается посредством воздействия на психику человека.
-
Идеологическая функция.
-
Интегрирующая. Каждое религиозное сообщество считает собственные учения единственными верными к спасению и распространяет их. В некоторых случаях происходит заимствование тех или иных черт из других верований.
Сейчас религиозные объединения влияют на внешнюю и внутреннюю государственную политику.
Независимые средства массовой информации
Ряд учёных кратко именует негосударственные СМИ «четвёртой властью» в стране. Они нужны для того, чтобы информировать население о событиях в государстве не только с точки зрения официальной власти, но и доносить позицию людей, мыслящих иначе. Если СМИ подвергаются давлению со стороны государственных органов, уместно говорить об отсутствии свободы слова в стране.
Некоторые исследователи к институтам гражданского общества относят семью. По их мнению, она является основополагающим объединением людей, созданным на добровольной основе с целью воспитания детей. Именно в семье дети получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Что мы узнали?
Институты гражданского общества — это объединения жителей страны, не зависящие от государства. К ним относятся религиозные, общественные и политические организации и движения.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Политические партии и движения
Представлены не только организациями, но и комитетами, комиссиями, советами. Политико-правовые предпосылки позволили людям объединиться для того, чтобы обеспечивать населению равенство перед законом. Подобные «группы» призваны защищать права и свободы и следить за децентрализацией власти.
К их основным функциям относят:
-
пропаганду и выдвижение политидей;
-
формирование мнений общественности;
-
политическую социализацию и мобилизацию людей;
-
выдвижение политлидеров с последующим выдвижением;
-
несение ответственности за формирование политической элиты;
-
обеспечение диалогов в выбранном направлении.
Главная задача – это непосредственное воплощение в жизнь политической власти.
Место и роль институтов гражданского общества в стабилизации межэтнических отношений
На западе (в Европе и США) институты гражданского общества уже приобрели свои законченные формы, а их роль в урегулировании и стабилизации межэтнических проблем имеет определенную эффективность. Государство этих стран предпочитает уходить от жесткой централизации и все чаще прибегает к реализации децентрализованной модели взаимодействия между разными этносам при активном участии не только местных властей, но и институтов гражданского общества. Наиболее ярким примером служат США, успешно оптимизировавшие процесс взаимодействия государственных институтов, институтов гражданского общества и этнических групп. Совершенно другой опыт имеет Россия.
Институты гражданского общества в России на сегодняшний день малоразвиты и слабы, а потому неспособны оказывать эффективное воздействие на развитие этнополитических процессов. Здесь, так же как и на Востоке, определяющая роль в сфере урегулирования межнациональных отношений и проблем, с ними связанных, отводится в первую очередь государственным структурам традиционного типа. Последние, в свою очередь, в зависимости от ситуации могут играть либо стабилизирующую роль, либо роль катализатора, а также содействовать затягиванию процессов урегулирования противоречий, придавая им некую инерционность.
Тем не менее, есть регионы, в которых руководство стремится к активизации использования институтов гражданского общества в межнациональной сфере. Однако, в них подобного рода структуры зачастую имеют преимущественно формальный и во многом искусственный характер, не обладая реальными инструментами воздействия на политику, проводимую государством и, соответственно, не формируя условий для межэтнической кооперации. В этом случае институты гражданского общества используются в основном для поддержки государственных инициатив или, в лучшем случае, для поддержания развития национальных культур.
Так или иначе, анализ научной литературы позволяет выделить следующие направления деятельности структур гражданского общества в сфере стабилизации и гармонизации межнациональных отношений в России:
- научно-аналитическое направление;
- нормативно-методическое и организационное направление;
- пропаганда и контрпропаганда;
- образовательно-методическое направление;
- институционально-представительное направление;
- институционально-исполнительное направление.
Механизмы использования институтов гражданского общества в России, впрочем, как и сами эти институты, несовершенны. Им определённо есть куда расти и развиваться. Государство при этом должно оказывать им всяческую поддержку, а основой его взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере стабилизации межэтнических отношений должна стать система государственно-частного партнерства.
Особенности развития гражданского общества в России
Главная особенность становления гражданского общества в России заключается в сложности и длительности процесса. По всей вероятности, причиной является переход от авторитарного менталитета к демократическому.
Одновременно с этим непростым процессом становления демократии происходит и развитие правового государства, которое необходимо для существования гражданского общества. Россия продолжает находиться в процессе этого развития, как и многие другие страны.
Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?
Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом образуется юридическая свобода человека.
В 1993 году была принята действующая Конституция Российской Федерации. Это событие стало значительным шагом на пути к формированию правового государства и гражданского общества.
Право гражданина на экономическую и политическую свободу выбора закреплено законом. Но также и право на объединение (включая право на создание профсоюзов).
Конституция РФ рассматривает право частной собственности как экономическую свободу граждан. В РФ существуют и защищаются равным образом разные формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.
Узнайте больше про Право собственности, Политический режим и Глобальные проблемы человечества.
Процесс формирования институтов гражданского общества
В современном понимании демократическое политическое устройство и правовое государство в качестве необходимого элемента общественно-политической среды предполагает наличие институтов гражданского общества. При этом, в свою очередь, формирование институтов гражданского общества предполагает наличие в обществе тенденций к самоорганизации. Это касается:
- самоорганизации личности, то есть ее способности действовать активно, целенаправленно, исходя из собственных интересов, задач и целей. Кроме того, самоорганизация предполагает процесс планирования, упорядочения собственной деятельности, контроль над собственной деятельностью;
- самоорганизации общества. Это предполагает способность индивидов самостоятельно, независимо от государства объединяться для решения политических, экономических и социально значимых задач, обеспечивает решение таких задач самостоятельно привлеченными или собственными ресурсами.
Иными словами, формирование институтов гражданского общества следует рассматривать как закономерный процесс социального развития. Институционализация предполагает процесс перехода от неупорядоченной деятельности и неформализованных общественных отношений к упорядочению социальных отношений.
Институты гражданского общества, таким образом, выступают возможностью индивида объединяться с другими индивидами, придавая своим интересам социальную значимость. Социально значимые интересы личности должны в демократическом обществе учитываться государством, на их основе должна выстраиваться национальная политика, а потому для современных государств большое значение приобретает способность к выработке инструментов и механизмов взаимодействия между государством и обществом, вовлечения общества в решение общезначимых задач. Примером эффективного решения социальных задач институтами гражданского общества выступает деятельность благотворительных фондов, которые фактически берут на себя часть функций государства по обеспечению права каждого на жизнь и здоровье.