Основания и порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности
К основаниям административной ответственности юридических лиц относится то, вследствие чего к лицу применяются определенные правоограничения и санкции. Институт административно ответственности является центральным инструментом для реализации охранительной функции административного права. Ответственность в административном праве включает множество мер принудительного воздействия, может быть использована с потребностью в адекватной реакции государства на неправомерные действия со стороны юридических лиц.
Основанием для привлечения к административной ответственности выступает совокупность юридических фактов (или один факт), связанных с нарушением правовых норм.
Основания административной ответственности юридических лиц:
- общие положения КоАП, раскрывающие в целом понятие административного правонарушения и его конкретного вида;
- юридический факт совершения административного правонарушения, содержащего признаки, изложенные в Особенной части КоАП.
О виновности юридического лица указывают следующие обстоятельства: возможность соблюдения юридическим лицом установленных административных правил и норм, непринятие всех необходимых мер по их соблюдению. Нормы, предусматривающие ответственность юридических лиц, эффективно реализуются лишь при соблюдении административно-юрисдикционной процедуры.
Порядок привлечения к ответственности юридических лиц такой же, как и физических вне зависимости от степени тяжести совершенного деяния. За малые административные проступки предусмотрены незначительные взыскания в виде «небольшого» штрафа или взыскания. За серьезные административные проступки налагаются более серьезные санкции: приостановление деятельности организации или предприятия, административный арест, «крупный» штраф и др.
В действующем КоАП не предусмотрены дифференциация процедур возбуждения и рассмотрения администрпативных дел юридических лиц, а также особенности пересмотра постановлений, вынесенных по делу.
К административной ответственности могут привлекаться только юридические лица с гражданской правосубъектностью. Не каждая организация, обладающая административной и гражданской правосубъектностью, может выступать субъектом административной ответственности (общественное объединение, не зарегистрированное в статусе юридического лица, представительство или филиал какой-либо международной организации, действующей на территории России, представительства и филиалы российских юридических лиц).
Структура административной ответственности юридических лиц
Для того, чтобы юридическое лицо можно было привлечь к административной ответственности, необходимо наличие состава правонарушения.
Составные элементы состава правонарушения юридического лица:
- объект правонарушения — охраняемые и регулируемые нормами административного права общественные отношения;
- субъект правоотношения — непосредственно юридическое лицо, совершившее правонарушение;
- объективная сторона — действие (или бездействие) юридического лица, вследствие которого общественным отношениям был причинен вред;
- субъективная сторона — психическое отношение субъекта к совершенному действию (бездействию), выраженное мотивом, виной и целью; у юридического лица определить все признаки не всегда возможно.
Административная ответственность обладает определенной спецификой вины юридических лиц, так как организация сама по себе не может нарушать или соблюдать конкретные правовые нормы. Во всех случаях за действием (бездействием) юридического лица стоят конкретные должностные или уполномоченные лица.
Структура административной ответственности:
- основание (юридическое и фактическое);
- перечень правовых условий привлечения к ответственности;
- перечень условий, исключающих административную ответственность;
- субъект административной ответственности;
- виды наказаний, санкции, предусмотренные законодательством.
Структурной частью административной ответственности юридических лиц выступают административные наказания. Если в КоАП (разделы I, III, IV, V) не указано, что нормы, установленные статьями данных разделов применимы только к физическому или юридическому лицу, то эти нормы в равной степени действуют в отношении и юридического, и физического лица (исключение составляют нормы, применимые только к физическим лицам). От правоприменителя требуется в каждом конкретном случае установить, применима ли данная норма именно к юридическому лицу.
Назначение административного наказания
Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость и др.).
Взыскание за административное правонарушение может применяться только к лицу, его совершившему.
Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания:
- административное наказание за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
- при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
- никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
2. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Административная ответственность юридических лиц
Понятие юридического лица дано в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Согласно п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Правила признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения установлены в ч. 2, 3 ст. 2.1 Кодекса. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В ч. 3–8 ст. 2.10 КоАП РФ установлены правила привлечения к административной ответственности юридических лиц и применения административных наказаний к юридическим лицам при их реорганизации.
В п. 1 ст. 57 части первой ГК РФ предусмотрены пять возможных форм реорганизации юридического лица – слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц; при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 59 части первой ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Юридические лица так же, как и физические, подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ или законами субъекта РФ об административных правонарушениях. В случае, если в административно-правовой норме не указано, что установленные нормы применяются только к физическим лицам или только к юридическому лицу, данные нормы распространяются как на физических, так и на юридических лиц.
Понятие и структура административной ответственности
Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.
Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.
Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.
Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть:
- психологическими;
- имущественными;
- организационно-правовыми.
Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.
Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.
Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.
Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.
В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.
Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.
Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.
В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.
Структура административной ответственности:
- основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);
- субъекты ответственности;
- условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;
- меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;
- административное производство.
Дисциплинарная ответственность
Административное право определяет круг субъектов и полномочия органов управления в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, напр., военнослужащих и др.
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
а) ее основанием является дисциплинарный проступок;
б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.
Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.
По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, а также военнослужащих определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами, положениями.
Так, по Закону об основах государственной службы РФ государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.
Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различным способом.
В понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести.
Взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы.
Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
показать содержание
Понятие и основные черты административной ответственности
Административная ответственность — вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
- административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;
- основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок;
- субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности — только физические лица;
- за административные правонарушения предусмотрены административные наказания; за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.
- административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);
- административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;
- привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока — одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
- меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.
Понятие и виды административных взысканий
Административные взыскания — мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами.
Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Основные виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом административного правонарушения;
- конфискация этого предмета;
- лишение специального права;
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
- иные административные взыскания.
Закон подразделяет административные взыскания на основные (административный штраф, предупреждение, административный арест, дисквалификация) и дополнительные.
В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Предупреждение — взыскание морального характера, выносимое в письменной форме или оформленное иным способом.
Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и в пределах, установленных законодательством. Штраф взымается в величине, кратной: МРОТ; стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате.
Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда и не может превышать 25 МРОТ, для должностных лиц — 50 МРОТ, для юридических лиц -1000 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, применяется на срок до 3 лет за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
Исправительные работы применяются на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Что такое административное правонарушение?
Определение 1
Административное правонарушение – это деяния, выражающиеся как в действии, так и в бездействии, которые характеризуются противоправностью, наличием вины частного или юридического лица (организации), за которые в соответствии с нормами КОАП РФ предусмотрена соответствующая ответственность.
Под составом административного правонарушения на сегодняшний день понимают комплекс установленных на законодательном уровне признаков субъективного и объективного характера, которые характеризуют то или иное действие в качестве административного правонарушения.
На современном этапе развития права административное правонарушение можно охарактеризовать четырьмя признаками, а именно
- вредностью для общества и государства,
- противоправностью,
- наличием вины,
- наказуемостью.
Рассмотрим эти признаки подробнее.
Под вредностью для общества и государства того или иного действия или бездействия понимают тот факт, что оно причиняет или создает потенциальную угрозу причинения вреда административно-правовой охраны.
Под противоправностью понимают, что действие или бездействие в соответствии с действующим законодательными и нормативными актами запрещено административно-правовыми нормами. Также данный признак указывает на абсолютную недопустимость применения аналогии закона, что в полной мере содействует укреплению законности, а также исключает потенциальную возможность привлечения к административной ответственности за деяния, которые не предусмотрены действующим законодательством в сфере административного праворегулирования.
Под виной понимают психическое отношение лица к совершенному действию или бездействию, а также его последствиям, в виде умысла или неосторожности. Сущность наказуемости заключается в том, что исключительно то деяние может рассматриваться в качестве административного правонарушения, за совершение которого установлена административная ответственность
Сущность наказуемости заключается в том, что исключительно то деяние может рассматриваться в качестве административного правонарушения, за совершение которого установлена административная ответственность.