Реферат на тему: философия: ее предмет, структура, содержание и функции

Реферат на тему: философия: ее предмет, структура, содержание и функции

Введение

Каждая наука — это своеобразный фрагмент знания, а все науки, в простом добавлении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Это не простое добавление всех научных знаний, но оно объединяет эти знания, принимает их в наиболее общем виде, и на основе этого «интеграла» строится система знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, знаниях, нравственности и т.д.

Как пишет В.С. Соловьев, «задача философии — не конкретная сторона бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте ее содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства».

Для этого необходимо определить предмет философии и ее функции.

Содержание

«Роль философии и философов в современном обществе заключается в том, чтобы помогать задавать вопросы, правильно ставить проблемы, обосновывать решения, которые необходимо принять. Одним словом, помогите подумать ».

Так Виктория Кэмпс, профессор философии Автономного университета Барселоны, определяет роль философии сегодня. И дело в том, что, несмотря на то, что мы склонны относить ее исключительно к древним векам, правда в том, что философия не только остается в силе сегодня, но и более необходима, чем когда-либо.

Размышление о собственных знаниях, ценностях, которыми должно руководствоваться общество, причинах нашего существования, о том, как мы воспринимаем красоту, какие отношения у нас с наукой … Все это необходимо для развития общества.

Это очень сложная доктрина, поэтому с годами она была разделена на более конкретные ветви, которые позволяют разделить философию на разные области изучения. Именно этим мы и займемся в сегодняшней статье: просмотрите основные разделы философии, подробно описав, из чего состоит каждая из них..

Эпистемология

Эпистемология – это раздел философии, который изучает познание и знание. В этом разделе философии мы рассмотрим такие вопросы, как «Как мы знаем?», «Что можно знать?» и «Как мы можем установить правильность знания?».

Теория познания

Теория познания – это подраздел эпистемологии, который изучает философские вопросы, связанные с познанием. Она исследует вопросы о том, как мы узнаем мир и каким образом знания являются достоверными.

Эмпиризм

Эмпиризм – это подраздел теории познания, который утверждает, что все знание происходит из опыта. Он утверждает, что знание не может быть получено ни из каких других источников, кроме опыта.

Рационализм

Рационализм – это подраздел теории познания, который утверждает, что знание может быть получено через разум и мышление. Рационалисты считают, что некоторые истины могут быть открыты через априорные знания, которые не зависят от опыта.

Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

Термин «философия» происходит от соединения двух греческих слов «филео» — «любовь» и «софия» — «мудрость» и означает «любовь к мудрости».

Философия как средство и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Изначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире.

Растущий спрос на знания и расширение их применения на практике стимулировали рост их масштабов и разнообразия и привели к дифференциации знаний, что выразилось во внешнем виде различных наук. Разложение индивидуальных знаний на отдельные науки, начавшееся в древности, не означало исчезновения философии. Напротив, возникла потребность в специальной отрасли знаний, которая могла бы служить средством интеграции знаний и разработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности. Постепенно философия фокусировалась на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мысли и стремилась дать ответы на вопросы о целях и значении общества и индивидуального бытия. На эти вопросы, которые возникают в исторически сложившихся условиях жизни, невозможно дать правильный ответ на все времена и для всех народов. Люди, задававшие себе мировоззренческие вопросы, искали такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфического понимания предмета философии и ее содержания.

Следует отметить, что долгое время предмет философии приравнивался многими учеными к предмету науки в целом, а знания, содержащиеся в отдельных науках, считались частью философии. Эта ситуация продолжалась до 18 века. Однако разные мыслители придавали большое значение тем граням предмета философии, которые представляли для них первостепенный интерес. Часто некоторые мыслители ограничивали тему философского исследования определенными частями, которые казались им наиболее важными. Иными словами, необходимо помнить, что объект философии, как и представления о ней, формируются с развитием научного знания, то есть информация о ней возникает в процессе трансформации самой философии. Из истории философии известно, например, что объектом философии для первых древнегреческих философов был мир природы, а для Аристотеля — весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков объект философии очерчен, прежде всего, проблемой человека в мире. Христианские философы средневековья сводили объект философии к отношениям между человеком и Богом. В современную эпоху проблемы знания и методологии выходят на первый план в структуре предмета философии. Во время Просвещения многие европейские философы вновь обращаются к человеку с его многообразием отношений.

В XIX и XX веках разнообразие школ и идей мировой философии дополняется разнообразием представлений о природе предмета. Природный и социальный мир и человек в нем как многомерная и многослойная система во всем ее изобилии взаимосвязей являются сегодня предметом философских размышлений. Философия изучает наиболее общие аспекты, свойства и тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цель и смысл существования человека в мире. Современная философия строит свои выводы на обобщении данных частной науки.

Объектом философии также является рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и преобразуется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, объектом философии является совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, ответы на которые позволяют человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Библиографические ссылки

  • Пальма, Х. (2015) «Происхождение, настоящее и перспективы философии биологии». Иберо-американский журнал науки, технологий и общества.
  • Була Г., Гонсалес С.А. (2016) «Философия и счастье». Журнал Университета Ла Саль.
  • Карраско, Э. (2007) «Философия и политика». Журнал Философия.
  • Liaudat, S. (2017) «Философия и преподавание: два расходящихся пути? Некоторые руководящие принципы философской практики, посвященной проблемам современности ». Университет Ла-Платы.
  • Мерло Понти, М. (2009) «Философия существования». Философская практика.
  • Мартинес Фрейре, П. (2008) «Будущее философии разума». Ludus Vitalis.

Основные этапы философии

Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.

  • Онтология — учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования;
  • Гносеология — отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания;
  • Аксиология — изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу;
  • Праксеология — учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека;
  • Антропология — философское исследование человека;
  • Социальная философия — отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.

Эти разделы не сводятся друг к другу, а тесно связаны друг с другом.

Список литературы

  1. Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. — Второе издание. — 20-е изд. Минск: Терра-Системы, 2008. — 160 с.
  2. Стрельник О.Н. «Философия: резюме лекций». — М.: Издательский дом справа; Издательский дом справа, 2011. — 187 с.
  3. «Основы философии: короткие лекции». 2011.
  4. «Философия как феномен культуры». Основные разделы и функции философских знаний». 2006.
  5. «Философия», учебник / В.О. Бернацкий; под редакцией Н.П. Маховой. — Омск: Издательский дом ОмГТУ, 2007. — 352 с.
  • Реферат на тему: Взаимодействие  естественных и технических наук в современном научном познании
  • Реферат на тему: Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка
  • Реферат на тему: Основы марксистского учения в произведении Карла Маркса (Тезисы о Фейербахе)
  • Реферат на тему: Философия Фейербаха — направление на критику религии и избавление сознания от религиозных иллюзий
  • Реферат на тему: Философия техники Ю. Хабермаса
  • Реферат на тему: Учение Вернадского о биосфере в контексте современной проблемы в ботаники
  • Реферат на тему: Учение Платона о бытии, душе и познании
  • Реферат на тему: Ход развития средневековой философии
  • Реферат на тему: Структура, основная проблематика сочинения Конфуция (Суждения и беседы)
  • Реферат на тему: (Бытие) Парменида и (Логос) Гераклита
  • Реферат на тему: Свойства идей и вещей Платона в диалоге Платона (Парменид)
  • Реферат на тему: Макиавелли о государстве

Что такое философия?

Дать определение «философии» непросто, но, возможно, лучший способ — представить этимологическое происхождение этого слова.. И разве «Философия» происходит от латинского «философия», слова, придуманного Пифагором (одним из великих философов древности), что означает «любовь к мудрости».

Таким образом, философия и есть страсть к познанию. Возникнув в Греции и Древнем Риме, философия зародилась примерно между VI годом до нашей эры. и VII в. до н. э. Первые философы (Сократ, Марк Аврелий, Цицерон, Платон, Аристотель …) хотели понять мир вдали от религии и мифологии. Таким образом, философия была первой формой научной мысли, поскольку они пытались ответить на наши вопросы, используя наблюдение природных явлений, разработку гипотез и рациональное мышление.

С тех пор философия сильно изменилась, но она по-прежнему поддерживает эту готовность отвечать на вопросы, которые люди задают себе больше всего, как правило, связанные со смыслом жизни и нашей ролью во Вселенной.

Не впадая в редукционизм, мы могли бы определить философию как доктрину, которая посредством использования логических рассуждений и применения теорий познания отражает в целом абстрактные концепции, такие как смысл жизни, истина, этические ценности, мораль, происхождение мысль и цель жизни.

Заключение

Философия — это средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, понять высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свое представление о смысле жизни, предназначении, свободе, правде, добре, творчестве, красоте и счастье.

Философия дает логическое дополнение к интеллектуальному развитию личности, выражает суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и интеллектуально развитым человеком. Философия формирует в человеке универсальное предвидение, уверенность в его интеллектуальных способностях, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия необходима каждому для самореализации как рационального существа и является единственным средством и объектом духовности в материальном мире. Философия является интеллектуальным и духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: