Тема 5. Фискальная политика государства в условиях рынка
3.5.1. Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики
Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование
возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства
государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности
и решение различных социальных задач.
Это политика государства в области государственных расходов и
налогов.
Эту политику проводят законодательные органы власти,
т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.
Основные цели фискальной политики:
1.
Сглаживание
колебаний экономического цикла.
2.
Стабилизация
темпов экономического роста.
3.
Достижение
высокого уровня занятости.
4.
Снижение
темпов инфляции.
Основные инструменты:
1.
Государственные
расходы.
2.
Налоги.
Фискальная политика оказывает воздействие на национальную
экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов
отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.
Главная задача фискальной политики – сбалансированность
макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на
сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового
национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении
инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной
смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.
Фискальная политика бывает двух типов:
Дискреционная Это Это Основные 1. 2. 3. Изменение |
Политика Основные — — — — |
В период спада действует стимулирующая фискальная политика
(фискальная экспансия) – складывается из:
-увеличение государственных расходов;
-уменьшение налогов;
-сочетание роста государственных расходов со снижением
налогов.
Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается
сокращение падения производства.
В условиях инфляции сдерживающая политика.
Она называется фискальная рестрикция:
-уменьшение государственных расходов;
-увеличение налогов;
-сочетание сокращения государственных расходов с растущим
налогообложением.
Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета,
которое вызывает сокращение производства.
Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм,
который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости
принятия каких–либо шагов со стороны правительства.
Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений.
В период экономического подъёма налоговые поступления
автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности
и сдерживание экономического роста.
В период экономического спада налоговые поступления
сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности,
сдерживает экономический спад.
Предыдущая |
Какие виды фискальной политики существуют
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ
Виды фискальной политики принято разделять на две группы, первая – стимулирующая политика, вторая – сдерживающая политика. Далее мы разберем каждую из них.
Стимулирующая
К стимулирующей фискальной политике прибегают в случае, когда идет период спада, тогда политика преследует цель: сократить рецессионный разрыв выпуска и снизить уровень безработицы. Такая политика ориентирована на то, чтобы увеличить совокупный спрос.
К инструментам управления стимулирующей фискальной политикой относят:
- Увеличение объема государственных закупок.
- Снижение налоговых процентов.
- Увеличение размера трансфертов.
Сдерживающая
К сдерживающей фискальной политике прибегают в том случае, когда происходит «перегрев» в экономической сфере жизни государства. Тогда перед фискальной политикой возникает цель сократить инфляционный разрыв выпуска и снизить уровень инфляции. Направление такой политики ориентировано на то, чтобы уменьшить и снизить уровень совокупного спроса.
К инструментам сдерживающей фискальной политики относят:
- Снижение объема государственных закупок.
- Повышение ставки налогов и отчислений.
- Снижение размеров трансферта.
В общем, фискальную политику делят на дискреционную и автоматическую, то есть не дискреционную политику.
Дискреционная
Дискреционная фискальная политика выступает в роли законодательных изменений государственными органами объема всех государственных закупок, налоговых ставок и размера трансфертов, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в государстве.
Автоматическая
Автоматическая фискальная политика неразрывно связана с влиянием автоматических стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы являются теми инструментами, величина которых не изменяется, однако одно их наличие уже влияет на стабилизацию экономической ситуации в государстве. Параллельно стабилизаторы стимулируют деловую активность, когда ее уровень резко падает, или сдерживать ее в ситуации «перегрева» экономики.
Сущность бюджетно-налоговой политики
Изначально считалось, что финансовая или бюджетно-налоговая политика государства направлена на определение величины совокупного объема производства и пропорции его распределения между реальным и частным секторами экономики. Кроме того, она влияла на величину налогового бремени. После появления кейнсианской экономической школы, стало понятно, что бюджетная политика воздействует на краткосрочные макроэкономические показатели, а именно, динамику производства, занятость и колебание цен.
Замечание 1
Бюджет страны представляет собой денежную совокупность, находящуюся в управлении государственного аппарата. Полнота бюджета важна для каждого индивида, так как она влияет на благосостояние. Баланс бюджета достигается равновесием его доходов и расходов. Бюджетные доходы обеспечивают нужды государства, а расходы направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в обществе.
Фискальная или налогово-бюджетная политика оказывают прямое воздействие на формирование государственной казны. Можно сказать, что сущность данного политического направления заключается в таком управлении финансами страны, которое позволит решать социальные и общественные задачи, стоящие перед правительством.
Основными направлениями фискальной политики являются — мобилизация и аккумуляция необходимого объема денежных средств в государственную казну, а так же распределение и рациональное применение финансов по выбранному назначению.
Цели политики в сфере управления бюджетом и налогообложением можно выделить следующие:
- обеспечение стабильности экономического роста;
- создание условий для повышения уровня занятости;
- управление или сдерживание инфляционных процессов в целях стабилизации цен.
Достижение поставленных целей реализуется через решение следующих задач:
- повышение собираемости налоговых отчислений;
- выполнение задолженностей по бюджетным обязательствам;
- управление бюджетным дефицитом;
- управление государственным долгом;
- обеспечение бюджета валютой и монетизацией;
- создание условий для роста внутреннего валового продукта;
- проведение мероприятий по сдерживанию безработицы;
- обеспечение надзора за соблюдением законодательства в данной сфере деятельности.
Плюсы и минусы фискальной политики
- Встроенные автоматические стабилизаторы — инструменты, величина которых не меняется на определенных временных интервалах. К ним относятся: прогрессивная налоговая шкала, пособия по безработицы и прочие социальные выплаты, субсидии. Само наличие данных инструментов стабилизирует экономику, повышая деловую активность при спаде и сдерживая её при перегреве экономики. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний;
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия;
- В ходе проведения фискальной политики отсутствует временной лаг между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов;
- Основным недостатком является «эффект вытеснения». Это ситуация, когда рост расходов государственного сектора снижает или сводит на нет расходы частного сектора. Одна из самых распространённых форм вытеснения происходит, когда правительство начинает активно заимствовать на внутреннем рынке долга. Огромные объёмы займов могут привести к повышению реальной процентной ставки. Удорожание кредитов приводит к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм в краткосрочном периоде, то есть оттолкнет предприятия от капитальных вложений;
- Фискальное регулирование экономики часто приводит к дефициту бюджета. Неэффективность распределения бюджета — основная причина дефицита бюджета. Стремление наращивать расходы при неизменных доходах приводит к росту заимствований со стороны государства и, соответственно, к росту долга;
- Существенным фактором является недостаточная гибкость фискальной политики, так как между возникновением необходимости изменения политики и реализованными мерами, порой, проходит достаточно много времени. Правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с некоторым запозданием. Образуется временной лаг между необходимыми мерами и принятием решения об их реализации. Кроме того, свою негативную лепту внося административные процедуры по организации новой хозяйственной политики;
- Фискальная политика может быть не просто неэффективна, а ошибочна. Например, избыточное налогообложение, целью которого было наполнение доходной части бюджета, «замораживает» легальную предпринимательскую активность, что ещё сильнее обостряет бюджетные проблемы;
Преимущества и недостатки фискальной политики
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ
К преимуществам фискальной политики можно отнести следующие факторы:
- Эффект мультипликатора. Это фактор, при котором инструменты фискальной политики реализуют мультипликативный эффект влияния на размер и уровень совокупного выпуска.
- Отсутствие задержек. Внешний лаг представляет собой промежуток времени между принятым решением о корректировке политики и возникновением результатов принятых изменений.
- Наличие автоматических стабилизаторов. В силу того, что стабилизаторы уже встроены в фискальную политику, государственным органам не обязательно разрабатывать и принимать меры для того, чтобы стабилизировать экономику. При наличии автоматических стабилизаторов циклические колебания экономики сглаживаются и балансируются без помощи и внешних вмешательств.
К недостаткам фискальной политики можно отнести определенные факторы:
Эффект вытеснения. При этом факторе реализуется процесс увеличения расходов государственного бюджета в период снижения, и сокращение налоговых отчислений, которые приводят к мультипликативному росту совокупного дохода. Это связано с тем, что заемные средства в виде кредитов берут, в основном организации, поэтому удорожание кредитов приводит к снижению частных инвестиций, поэтому сокращается величина выпуска. Такие действия приводят к тому, что определенная часть совокупного объема производства вытесняется в силу уменьшения суммы частных инвестиционных расходов.
Присутствие внутреннего лага. Внутренним лагом считается промежуток времени от возникновения потребности в изменении политики до принятия решения о конкретных изменениях
Обратите внимание, что все зафиксированные решения вступают в силу и начинают реализовываться только с наступлением следующего финансового года. Таким образом, внутренний лаг увеличивается, а за это время ожидания ситуация в экономике государства может кардинально измениться.
Неопределенность
Такой недостаток существует не только у фискальной политики, но и у монетарной политики. А сама неопределенность может касаться следующих аспектов – сложностей с идентификацией ситуации в экономике страны. Во многих случаях экономическую ситуацию в государстве удается верно определить, но даже в этом случае, можно столкнуться со сложностями в определении необходимого уровня увеличения объема государственных закупок.
Дефицитность с денежных средств государственного бюджета. Так как инструментами стимулирующей фискальной системы выступает повышение уровня государственных закупок и объема трансфертов, это означает, что расходы бюджета также увеличатся, но налоговые отчисления уменьшатся, соответственно возникнет ситуация дефицита денежных средств в государственном бюджете. Исходя из этого, можно сказать, что проблема финансирования дефицита государственного бюджета стоит наиболее остро и на данный момент она является одной из наиболее значимых макроэкономических проблем.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Функции налоговой политики
Фискальная политика существует в каждом государстве, просто необходимо отметить, что у каждого государства есть своя, т.е. оно основывается на своих принципах, функциях, задачах, преследует свои собственные цели и т.д.
Фискальная политика — это деятельность по формированию бюджета через налоги.
Но важность этой политики нельзя отнять ни в одной стране, потому что она занимается управлением и формированием налоговой системы — одной из важнейших политик государства, без которой невозможно существование казначейства страны, то есть бюджета. Правильное и грамотное формирование налоговой политики является частью, и одним из важнейших, в области реализации общей стратегии развития государства
Правильное и грамотное формирование налоговой политики является частью, и одним из важнейших, в области реализации общей стратегии развития государства.
Необходимо также уточнить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В этом случае государственный бюджет пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность обоих инструментов политики напрямую зависит от налоговой политики.
Бюджетная политика выполняет ряд важных функций, обеспечивающих эффективное функционирование всей экономической системы страны:
- Функция оказания финансовой поддержки деятельности государства;
- Функция, которая действует на финансово-экономическую систему государства для ее стабилизации и повышения устойчивости;
- Функция, обеспечивающая целостность государственной системы;
- Функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития общей экономической политики внутри государства и т.д.
Реализация вышеуказанных функций осуществляется посредством следующих действий государства:
- Формирование и реализация программы безопасности в государстве и на мировой арене. Эта деятельность очень важна, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны много конфликтов, поэтому безопасность является одним из важнейших вопросов в реализации государственной политики;
- предоставление социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и во всем мире не все граждане по разным причинам могут обеспечить себя и свои семьи, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечить хотя бы минимальные условия существования для этих категорий людей. Создание резерва напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения средств по данному вопросу;
- Обеспечение и поддержание условий для существования населения страны в приемлемых экологических условиях, т.е. сохранение экологии и окружающей среды. Население и общество должны осуществлять свою деятельность в природе и во взаимодействии с ней.
В дополнение к этим основным функциям государство несет ответственность и обязанность по обеспечению экономической стабильности и развития страны, без которых выполнение этих функций невозможно. Если представить, что функции не реализуются или не выполняются непрерывно, последствия могут быть очень плохими и непредсказуемыми.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
Экономические эффекты — типы, концепция, характеристики, формы и виды
Виды рыночной экономики — концепция, формирование и понятия
Сравнительная и финансовая оценка бизнеса — общие понятия, сущность и виды
Бюджетирование в строительстве — концепция, особенности и важность
Совершенная ценовая дискриминация — определение, виды и понятия
Бюджетный дефицит и государственный долг — концепция, виды и понятия
Понятие и сущность денег, их экономическое значение — суть и ценность
Денежно-кредитная политика государства — цели, общая информация, методы и механизм реализации
Исследования в области фискальной политики
Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям.
Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в стране (акцент на «автоматических стабилизаторах»). До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами такого состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях — операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции);
Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной политики. Цель вмешательства в экономику, таким образом, — осуществлять регулирование, чтобы краткосрочные колебания в фискальном балансе не являлись отклонением от приемлемой траектории фискальной политики в среднесрочном периоде. Такая траектория должна быть определена и на долгосрочный период. Она обычно выражается в виде специальных «фискальных правил»;
Достижение фискальной устойчивости. Кроме обычных рисков дефолта и макроэкономической нестабильности неустойчивая фискальная позиция налагает на страну другие потенциальные риски и издержки. Хотя оценка фискальной устойчивости является более делом искусства, чем научного подхода, обычно её начинают с определения бремени внешнего долга. Старение населения приводит к возрастанию доли валовых расходов, поэтому для баланса бюджета может потребоваться увеличение налогового бремени. Это следует учесть — в долгосрочной перспективе неизбежно увеличение налогового бремени и доли расходов, перераспределяемых через бюджет («закон Вагнера»);
Гарантии успешной реализации фискальной политики. Осуществление фискальной политики имеет смысл лишь при условии, что правительство может доказать способности ее успешной реализации. Гарантии могут быть разделены на теоретические, законодательные и институциональные;
Структурное содержание фискальной политики. В данном направлении исследования анализируется специфика политики расходов и налогов для конкретной страны. Главная проблема, которая здесь интересует экономистов, — как повысить эффективность программ общественных расходов и минимизировать потери эффективности фискальной политики, мобилизовав налоговые поступления. Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, — увеличивать долю налоговых поступлений
Для того чтобы снизить возможный обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя;
Важность качества, прозрачности бюджетного процесса, хорошего государственного управления. Сущность данного направления исследования фискальной политики в возвеличивании роли институтов, которые претворяют эту политику в жизнь
Не секрет, что успешная фискальная политика должна быть поддержана эффективной системой управления государственных расходов и сбора налогов. Усилия стран по обеспечению прозрачности бюджетного процесса касаются не только развивающихся и переходных экономик, но также развитых стран;
Цели фискальной политики
Для того чтобы понять инструменты фискальной политики, необходимо изучить основные цели этой политики в государстве. Цели включают в себя:
- Цель стабильного и эффективного роста экономики страны. Фискальная политика мало интересуется проблемами, которые возникают в экономической системе, потому что смысл ее в том, чтобы государство не стояло на месте в своем экономическом развитии, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;
- Цель — обеспечение постоянного использования всех экономических ресурсов для поддержания экономики страны, а также ее развития. Каждая страна имеет свои экономические ресурсы, и если они не используются, это означает, что они не приносят финансовых результатов, что оказывает негативное влияние, особенно на бюджет страны. Учитывая такое положение дел, все эти ресурсы должны активно работать в экономической системе и пополнять бюджет;
- Цель — стабилизировать ценовую политику по всей стране. Государство может и должно регулировать ценовую политику, так как она напрямую связана с государственным бюджетом и его пополнением, то есть уровень цен должен быть необходимой нормой для ежегодных расчетов, однако высокая инфляция в стране приводит к негативным последствиям, поэтому необходимо прибегнуть к балансированию этих процессов в стране.
Как показано на рисунке, цели бюджетно-финансовой политики также могут несколько отличаться:
Рисунок 2: Цели фискальной политики.
Таким образом, целями и функциями фискальной политики являются поддержка и развитие правительства во всех аспектах в области экономики, социальной политики и т.д. Надлежащая администрация способна полностью наладить процесс сбора налогов и пополнения бюджета.
Виды фискальной политики
По используемым методам и инструментам фискальную политику разделяют на политику прямого воздействия и политику косвенного воздействия.
В основе прямой политики воздействия лежит изменение величины государственных закупок при финансировании государственных производственных предприятий, инвестировании в производственную и непроизводственную инфраструктуру, государственные закупки товаров и услуг.
Методы косвенной политики непосредственно влияют на производителей и потребителей путём воздействия на расходы производителей и доходы потребителей. Например, изменение налогооблагаемого минимума, налоговые льготы.
В зависимости от того, на что и как государство использует фискальную политику, последняя делится на:
- Дискреционную;
- Рестрикционную (автоматическую);
3.1. Дискреционная
Дискреционная фискальная политика — это сознательные действия государства, направленные на изменение величины государственных расходов или величины собираемых налогов с целью регулирования дефицита государственного бюджета и экономического роста.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы.
3.2. Автоматическая
Автоматическая фискальная политика заключается в незапланированных структурных изменениях в чистых налогах и правительственных закупках, происходящих при перемене макроэкономического состояния экономики государства с сохранением неизменного уровня налоговых ставок и программ по трансферу. Автоматическая (недискреционная) фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, использует механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла.
Автоматическая фискальная политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Рестрикционная фискальная политика воздействует на экономические циклы. Используя её, нельзя полностью стабилизировать экономику, просто спады и подъёмы будут иметь более сглаженные последствия.
И дискреционная, и автоматическая фискальные политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, однако ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед.
В периоды экономического спада государство проводит стимулирующую фискальную политику. В этой ситуации необходимо стимулировать совокупный спрос внутри государства или совокупное предложение, либо два параметра сразу. Для этого государство повышает объем госзакупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферы. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев способствует восстановлению экономики.
В период «перегрева» экономики власти проводят сдерживающую фискальную политику. В основе её лежит сокращение расходов и трансферов, а, также, повышение налогов. Данные меры приводят как к сокращению совокупного спроса, так и совокупного предложения.
Аналогичная политика проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин послужит основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Особенно это вероятно, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создаёт приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика
Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам.
Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.
Под государственными расходами понимается увеличение числа государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государством проводится инвестиционная деятельность, только вложения производятся в собственную экономику. При этом формируется дефицит бюджета.
Такой подход реализуется в моменты спада или кризисов. Государство осознанно идет на увеличение расходов в целях стимуляции экономических процессов в хозяйственной системе страны.
Другим инструментом дискреционной политики является снижение налогового бремени при сохранении прежних объемов государственных расходов. Такой подход так же увеличивает совокупное воспроизводство, однако, в меньше степени, чем при увеличении расходов бюджета.
Дискреционная фискальная политика эффективно ликвидирует последствия циклических событий в экономике. Она применяется для стимулирования и для сдерживания повторяющихся процессов. Единственным минусом такого подхода является долгосрочность исполнения определенных государственных вложений.
Не дискреционная или автоматическая политика основана на действии стабилизаторов. То есть, в периоды экономического подъема и роста увеличивается объем доходов государственного бюджета. Растет спрос, предложение, увеличивается число хозяйствующих субъектов, способных выплачивать налоговые отчисления в пользу государственной казны. Регуляция налогообложения и трансфертных платежей происходит автоматически.
Замечание 3
Примером трансфертных платежей может послужить пособие по безработице. В периоды, когда идет экономический спад и повышается уровень безработицы, данная выплата является стабилизаторов доходов индивида. Как только он устраивается на работу, выплаты прекращаются.
Что такое фискальная политика простыми словами
Фискальная политика (Fiscal policy) — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объёма производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основные инструменты фискальной политики — это изменение величины государственных расходов и изменение ставок налогообложения с целью регулирования доходной части бюджета.
Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась во второй половине XX века, когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
В краткосрочно периоде фискальная политика проводится для поддержания стабильного уровня объёма выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. В долгосрочном плане фискальная политика обеспечивает стабильные темпы экономического роста.
Важно учитывать, что фискальная политика проводится государством в условиях неопределённости. Это касается прежде всего вопроса правильной идентификации текущего экономического цикла
Далеко не всегда удаётся определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний в экономике.
В результате этого фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Основные цели фискальной политики:
- Уменьшение экономических циклов, способствуя устойчивому экономическому росту;
- Повышение уровня занятости;
- Контроль уровня инфляции;
- Поддержание макроэкономического равновесия путём контроля уровня безработицы;
- Поддержание стабильного уровня цен;