Функции избирательной системы

Презентация на тему избирательные системы. сущность выборов и их функции

Выборы, их виды и значение

Определение 1

Выборы в политическом процессе — это способ избрания представителей органов управления и государственной власти посредством выражения политической воли граждан согласно действующему избирательному законодательству.

Политические выборы являются элементом создания и дальнейшего функционирования политической системы государства. Объектом политических выборов выступает государственная власть, а субъектом – общество, представленное дееспособными гражданами. Благодаря политическим выборам формируются как центральные, так и местные органы государственной власти, выдвигаются на выборные должности кандидаты (от главы правительства и президента до руководителей органов местного самоуправления).

Политические выборы подразделяются на:

  • президентские;
  • парламентские;
  • муниципальные (выборы в органы местного самоуправления);
  • очередные;
  • внеочередные;
  • дополнительные.

Разные выборы в различных странах имеют неодинаковый удельный вес и значение, что обусловлено значением и количеством представительных органов. Например, в Великобритании к выборным относятся органы самоуправления и нижняя палата парламента, во Франции — органы местного управления и обе палаты парламента, избирается президент.

Подготовка и проведение политических выборов сопряжены с большим количеством политических мероприятий, которые характерны для предвыборной компании и самих выборов. Вся совокупность данных мероприятий составляет избирательный процесс, который непосредственно проявляется в таких мероприятиях, как: сбор подписей при самостоятельном выдвижении своей кандидатуры, собрания в трудовых коллективах и др.

Определение 2

Абсентеизм – это уклонение граждан от участия в избирательном процессе.

Абсентеизм является специфическим проявлением политической свободы личности. В тоже время тотальная политическая активность указывает на псевдоучастие и автократический характер существующего политического режима. Абсентеизм, в отличие от аполитичности, проявляется как осознанное неучастие в политической жизни, как отношение к политическому режиму и власти. Он указывает на отчуждение гражданина от власти, выступает показателем утраты доверия к политической системе, утраты интереса к политической деятельности.

Замечание 1

В случае, если абсентеизм перерастет в массовое явление, он может начать представлять значительную угрозу легитимности власти, ведя к полной политической апатии или к экстремизму.

В ряде государств для снижения уровня аполитичного абсентеизма введены определенные меры: голосование по почте, по доверенности, по интернету. Для борьбы с абсентеизмом вводят обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей участвовать в голосовании) либо для стимулирования активности избирателей используют метод поощрений.

Право участвовать в выборах в качестве кандидата

Требования избирателей к регистрации кандидатов охватывают положительные условия для права на активное или пассивное избирательное право, а также ограничения, которые могут ограничивать такие права по различным причинам.

Ограничения права на участие в выборах:

  1. Возрастные требования.
  2. Другие правовые условия, такие как гражданство, место жительства или полные гражданские и политические права.

Очевидно, что когда кто-либо, осужденный за тяжкое преступление, лишается активного избирательного права, или кому-либо, занимающему определенную государственную должность, запрещается выдвигать свою кандидатуру, это необязательно означает ограничение права голоса.

С другой стороны, выборы, на которых люди определенной расы, экономического положения или определенных политических взглядов не имеют ни активного, ни пассивного избирательного права, не могут считаться свободными.

Право выдвижения кандидатов в России

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 32 есть пункты, где говорится о праве выдвижения кандидатов:

  1. Граждане РФ, которые обладают пассивным избирательным правом, могут быть кандидатами сами или в составе списка кандидатов.
  2. Прямое выдвижение кандидатов может осуществляться способом самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
  3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может осуществляться политической партией, имеющей право участвовать в выборах в соответствии с федеральным законом, или ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющим право участвовать в выборах соответствующего уровня в соответствии с федеральным законом.

Функции выборов

Процесс волеизъявления граждан привел к появлению процедуры смены правящей верхушки, а также иных представителей народа в государственных и местных органах власти. Этот процесс является признаком стабильности и инструментов легитимации власти. Через выборы осуществляется выявление расстановки политических сил в том или ином территориальном образовании или институте власти. Выборы способны определить наиболее прозрачным, эффективным и оптимальным образом степень доверия общества к определенным партиям, а также их программным обещаниям, продемонстрировать отношения к таким политическим содружествам и отдельным политикам, чиновникам.

При осуществлении процедуры избирательного процесса активизируется политическая социализация, идет приобретение политических навыков и опыта, а также усваиваются политические ценности.

Выборы дают уникальную возможность осуществлять форму контроля над правящей элитой. Эта функция полностью принадлежит населению страны, где проводится подобный демократический процесс. Каждый гражданин независимо от его местоположения в обществе, достигший определенного возраста, может изъявить свою позицию по тому или иному политическому процессу, который проходит в данные время на конкретной территории. Он имеет полное право на критику существующего режима или политической деятельности партии в представительном органе государства при помощи доступного и легального способа в определенный срок, согласно установленным на законодательном уровне датам проведения выборного процесса. Перед выборами проводится ряд мероприятий, направленных на обладание поддержки избирателей и корректировки дальнейшего политического курса.

Признаком любого сформировавшегося демократического государства стала возможность и желание каждого гражданина принимать активное участие в избирательном процессе, влиять на существующую обстановку в политическом строе, стремиться улучшить не только собственную жизнь, но и своих соотечественников. Его также называют единственным мирным способом и средством решения назревших проблем в обществе.

Претенденты на выборные должности предлагают свои политические программ действия другим гражданам. Взамен на это они получают поддержку в виде голосов на выборах различных уровнях и пытаются затем воплотить свои обещания на законодательном уровне при непосредственном исполнении своих полномочий на конкретных должностях. Срок и размер полномочий также определяется на законодательном уровне. Эффективность выборного процесса можно наблюдать часто в тех странах, где существует развитый политический рынок, обладающий наличием полноценного законодательства об избирательных системах, наличия ярко выраженного гражданского общества. Оно должно быть представлено в виде различных негосударственных образований, групп людей, объединенных одной целью и идеей. Подобные институты государства должны регулировать интересы граждан и существовать в идее профсоюзов, фондов, центров, ассоциаций и иных клубов.

Принципы выборов

В каждой стране формируется и регламентируется своя собственная процедура выборов. Она складывается согласно развитию государства и традициям избирательного права на определенной территории. В избирательном законодательстве отражаются положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, а также возможности по использованию услуг СМИ и другими источниками финансирования.

Выборы характеризуются определенными основными принципами, которые определяют эту процедуру волеизъявления граждан в качестве безусловной и демократической

Эти общепризнанные нормы имеют большую ценность и обеспечиваются избирательным правом, где важно отдать свой голос за претендента

Обозначено несколько основных принципов избирательного права в форме выборов, которые являются формой политического участия:

  • выборность;
  • равное избирательное право;
  • непосредственность;
  • состязательность.

На конституционном уровне закрепляется сам принцип выборности. Он существует в странах с парламентской системой управления. В тексте главного закона страны указывается, что существует универсальный способ всеобщих выборов. В них могут принимать участие все граждане конкретного государства как в активном режиме в виде избирателей, так и в пассивном, где необходимо зарегистрироваться в качестве кандидата на определенную должность и представить свою политическую программу.

Существуют некоторые ограничения при участии в выборах у отдельных категорий граждан. Они должны достигнуть определенного возраста, на который поставлен избирательный ценз, а также исключаются люди с психическими отклонениями. В остальных случаях, как правило, процесс выборов проходит без дополнительных ограничений.

Еще одним принципов является из равное избирательное право. Он означает, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан. При этом каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент.

Принцип непосредственности выборов означает, что все избиратели имеют полное право осуществлять свое волеизъявление без участия посредников или иных представителей от его имени.

В процессе осуществления демократических выборов важным аспектом является их состязательный характер. Все конкурирующие между собой политические объединения или кандидаты-одиночки имеют право представить свою программу без ограничений и или провести дебаты в избранном формате диалога. Так уменьшается вероятность внешнего влияния на избирателей.

Роль выборов в политическом процессе

Роль выборов в политическом процессе различна. Она во многом зависит от типа политического режима и функционирующей политической системы государства. Например, если выборы в демократических государствах несут определяющее значение для стабильной работы политической системы, то в странах недемократического характера они не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на политические процессы.

Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

Политические выборы – одна из наиболее важных составляющих механизма реализации власти.

Выборы играют большую роль в активизации политической деятельности населения, что выражается в:

  • формировании рационального политического мышления;
  • политической социализации населения;
  • эмоциональном выражении настроений населения;
  • доступности и эффективности способов влияния со стороны населения на официальные структуры;
  • механизме стабилизации режима;
  • возможностях для населения ощущать свою роль и значение в политической жизни страны.

Отдельные политологи утверждают, что политические выборы – это всего лишь определенный политический ритуал, который не оказывает реального влияния на политические процессы, протекающие в государстве. Эти утверждения основаны на том, что выдвижение на выборные должности какого-либо кандидата является главным образом прерогативой политических партий. Поэтому свобода выбора избирателей значительно ограничивается жесткими рамками. Избиратели могут выбирать только из тех кандидатов, которые утверждены конкурирующими политическими партиями.

Понятие и общая характеристика выборов в политической системе общества

Выборы и опосредующая их проведение избирательная системы выступают важнейшими компонентами политической системы любого современного демократического государства

При этом необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на распространение выборных начал в самых разнообразных сферах социального взаимодействия (партии, профсоюзы, организации, и т.д.), применительно к выборам, как компоненту политической системы общества, речь идет о выборах в масштабах всего государства либо его отдельных субъектов (муниципальных образований)

В наиболее общем виде дефиниция рассматриваемого механизма может быть сформулирована следующим образом:

Определение 1

Выборы – это основной способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также избрания отдельных должностных лиц, в демократическом государстве, осуществляемый посредством выражения в строго установленном порядке политической воли граждан, обладающих избирательным правом.

Результатом проведения выборов в строгом соответствии с установленной в современной избирательной системе порядке, выступает наделение избранных кандидатом полномочиями по отправлению политической власти.

Проводя характеристику выборов, как элемента политической системы общества следует также обратить внимание на то, что рассматриваемых механизм всегда связан с проведением голосования. Тем не менее, как обоснованно отмечается в политологической литературе, обозначенные понятия имеют и существенные различия

Так, выборы преимущественно понимаются как закрепленный в Конституции и иных законах относительно регулярный, производимый периодически процесс формирования органов государственной власти. При этом голосование не всегда связывается с выборами, поскольку используется также и в различных иных формах непосредственной демократии – референдумах, опросах, принятии решений на местных сходах граждан и т. д.

Таким образом, подводя итог общей характеристике роли и значения выборов в политической системы общества, представляется целесообразным особо подчеркнуть, что в условиях современных демократических государств выборы выступают их стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа и его политической роли как источника власти. Кроме того, именно они служат ключевым каналом представления в органах государственной власти интересов различных социальных групп.

Замечание 1

Иными словами, именно выборы позволяют гражданам осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Что такое демократические выборы

Важно проводить различие между формой и содержанием выборов. В некоторых случаях избирательные формы присутствуют, но отсутствует суть выборов, например, когда у избирателей нет свободного и подлинного выбора по крайней мере между двумя альтернативами

В большинстве стран выборы проводятся выборы (по крайней мере, в формальном смысле). Но во многих из них выборы не являются конкурентными (например, всем партиям, кроме одной, может быть запрещено участвовать в выборах) или ситуация с выборами сильно ухудшена другим образом.

Причем демократия является формой правления большинства или многих, в отличие от монархий или аристократий.

С этой точки зрения демократический режим предполагает, в частности:

  • что его законодательные или исполнительные органы состоят из членов, избираемых народом, прямо или косвенно;
  • что граждане, независимо от расы, религии или социального и экономического положения, имеют право голосовать и избирать представителей;
  • равенство в голосовании;
  • преобладание принципа большинства без ущерба для прав меньшинств.

Это можно было бы назвать формальной демократией.

В демократии голосование используется для того, чтобы избиратели выбирали членов правительства или другие государственные должности и представителей. Каждая страна устанавливает свои собственные правила и механизмы в отношении того, как будут проводиться различные выборы.

Голосование является необходимым условием для того, чтобы политическая система была демократической. Существуют авторитарные правительства, при которых ограничения на выдвижение кандидатур достигают степени, не позволяющей считать их демократическими.

Такие системы отменяют выборы, создают препятствия или воюют с партийным конкурентным поведением. На смену партийной конфронтации приходит вездесущность однопартийной партии. Понятно, что такие выборы ни в коем случае не затронут тех, кто придерживается монополии на власть. Политический переход от авторитарных систем к демократии рано или поздно должен идти по пути свободных выборов при всеобщем избирательном праве, начиная с Конституции.

Проведение выборов

Любые выборы проводятся в определенные сроки, которые предварительно были обозначены в законодательных документах. Этот промежуток времени называется избирательной кампанией.

Избирательный процесс в этот период делится на ряд основных стадий:

  • подготовительный этап, который готовит определенную общественно-политическую почву для непосредственных выборов;
  • выдвижение кандидатов, которое завершается их регистрацией в специальных избирательных комиссиях;
  • агитационно-пропагандистская кампания;
  • непосредственное голосование и подведение итогов выборов.

Также сам избирательный процесс в разных странах мира может иметь свои специфические особенности. Они устанавливаются как в самой процедуре волеизъявления, так и способам подсчета результатов. В мире сложилось две основные системы подсчета голосов избирателей. Наиболее популярной и прозрачной считается процедура, где необходимо считать бюллетени простым способом. В этом случае считается каждый голос участников выборов.

Замечание 2

Некоторые страны устанавливают многоступенчатую систему. Сегодня подобные системы часто используются при избрании верхних палат законодательных органов во Франции и США.

Минимальные условия для проведения выборов

Для того чтобы выборы считались свободными и справедливыми или конкурентными, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Происходить в системе, в которой полностью гарантированы активные и пассивные избирательные права. Не должно быть никаких других причин для исключения, кроме тех, которые специально предусмотрены законом для обеспечения свободы остальных избирателей и правильного функционирования процесса, и они должны быть недискриминационными.
  2. Проходить во всех аспектах в атмосфере, где соблюдаются права всех граждан на участие (мнение, демонстрация, собрание и т. д.), Без чего сами результаты выборов, как выражение воли народа, были бы фальсифицированы. Это включает доступ кандидатов к средствам массовой информации и государственную финансовую или любую другую помощь во время избирательной кампании при обеспечении равенства между кандидатами.
  3. Должны проводиться регулярно и периодически, в соответствии со сроками и условиями, установленными конституцией или законами о выборах.
  4. Избирательная организация, уполномоченная руководить процессом, должна действовать независимо от остальных государственных органов, особенно исполнительной власти, и быть абсолютно нейтральной. Эти требования могут быть выполнены с помощью совершенно различных форм организации.
  5. Стандартные процедуры, установленные для гарантии голосования, обеспечения свободы и тайны, точного подсчета голосов и преобразования их в места, в соответствии с заранее установленными правилами и под контролем организаций, которые следят за тем, чтобы они соблюдались.
  6. Следует предусмотреть систему, состоящую из независимых органов, применяющих заранее установленные правовые нормы для разрешения споров и конфликтов любого рода, которые могут возникнуть во время или в результате избирательного процесса (например, судебная власть, независимые органы, избирательные или конституционные суды и т. д.).

Таким образом, минимальные условия демократических выборов заключаются в следующем:

  1. Каждый должен иметь возможность выбирать. Это означает, что каждый должен иметь один голос, и каждый голос должен иметь равную ценность.
  2. Должно быть из кого выбирать. Партии и кандидаты должны свободно участвовать в выборах и предлагать избирателям реальный выбор.
  3. Выбор должен предлагаться через регулярные промежутки времени. Выборы должны проводиться регулярно через каждые несколько лет.
  4. Кандидат, которого предпочитает народ, должен быть избран.
  5. Выборы должны проводиться свободным и справедливым образом, чтобы люди могли выбирать так, как они действительно хотят.

Литература

[] Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. N7.

Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Политика и федеральные выборы (К вопросу о взаимоотношениях между властью и правом) // Государство и право. 1995. N2.

Веденеев Ю.А. Конституционная демократия и правовая культура избирателей // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1996. N19.

Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь мир. 1997.

Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литература. 1996.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма. 1999.

Кукушкин М.И., Югов А.А. Понятие и структура избирательного процесса //Теория и практика избирательного процесса. М., 1998. N1.

Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства // Журнал российского права. 1997. N1.

[] Анохин М.Г. Политические системы. М., 1996.

Бабенко И.А. Политическое поведение российской интеллигенции в условиях реформирования общества (90-е годы): Автореф. дис. … д-ра, полит, наук. М., 1998.

Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Автореф. дис. … д-ра полит, наук. СПб., 1999.

Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы // Полис. 1996. N2.

Гельман В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода // Полис. 1997. N4.

Елисеев С.М. Легитимность власти: источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе: Автореф. дис. … д-ра полит, наук. СПб., 1997.

Имидж лидера. М.: Общество «Знание» России. 1994.

Мокеев В.В. Взаимодействие общественных объединений и избирательных комиссий как фактор демократизации избирательного процесса: Автореф. дис. … канд. полит, наук. М., 1999.

Представительная демократия и электорально-правовая культура. М.: Весь мир. 1997.

Страхов А.П. Особенности политического поведения российских избирателей: политико-культурный аспект // Вестник МГУ. Сер. 12. «Политические науки». 1998. N5.

Устименко С.В. Сущность и формирование отношений политического представительства в современной России (политико-философский анализ): Автореф. дис. … д-ра философ, наук. М., 1996.

Черданцева А.Ю. Электоральные исследования как предмет политологической рефлексии: Автореф. дисс. … канд. полит, наук. Екатеринбург. 1999.

[] Rustow D.A. Transitions to Democracy — Toward a Dynamic Model. Comparative Politics. 1970. Vol. 2. N3. P. 337-363.

[] Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидация демократии // Полис. 1966. N5. С. 16-27.

[] Binder L. (ed.) Politics in Lebanon. N.Y., 1966. P. 10.

[] Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. N5. С. 9.

[] Заявление о критериях свободных и справедливых выборов (принято на сессии Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года в Париже) // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. N. 4(15). С. 39-41.

[] Вешняков А.А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь. 2001. N3. С. 22-30.

[] Растоу Д.А. Указ. соч. С. 6.

[] Страхов А.П. Политическое поведение российских избирателей: базовые установки и предпочтения: Автореф. дис. … канд. полит, наук. М., 1999.

Нечаев О.Л. Институционализация образования (опыт методологического анализа): Автореф. дис. … докт. п. наук. М., 1998.

Нифанов А.Н. Институт народовластия в системе муниципального управления. Ростов/Д. 2000.

Капицын Е.М. Политическая идентификация как механизм инс-титуционализации политического участия: Автореф. дис. … канд. полит, наук. М., 1999.

Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. N7.

Веденеев Ю.А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1995. N2.

[] Ориу М. Основы публичного права / Пер. с франц. М.: Издательство Коммунистической академии. 1929.

[] Воротилин Е.А. Политическая теория М. Ориу // Вестник МГУ. Серия «Право». 1978. N1.

[]. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 1999.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: