Российское избирательное право
Определение 1
Российское избирательное право – это самостоятельная отрасль права, которая традиционно выделяется в качестве самостоятельной и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией активного и пассивного избирательного права.
Активное избирательное право предполагает право избирать, а пассивное – быть избранным. Предметом регулирования избирательного права является правовое регулирование прав и обязанностей субъекта, которые возникают при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. В частности, избирательное право регулирует следующие группы отношений:
- Возникающие в процесса реализации прав граждан избираться и быть избранным в соответствующие органы.
- Связанные с реализацией гражданином права избирать и быть избранными.
- Связанные с процессом организации выборов.
- Связанные с деятельностью участников избирательного процесса, обеспечивающие реализацию избирательных прав гражданин – избирательные комиссии, доверенные лица, СМИ и т.п.
- Связанные с защитой избирательных прав граждан.
Данная категория правоотношений возникает и реализуется в период проведения избирательных кампаний, непосредственно в ходе проведения выборов. Однако избирательное право также предполагает наличие непосредственной связи с теми общественными отношениями, которые возникают перед проведением выборов. Например, это отношения, которые касаются учета кадрового резерва комиссий.
В процессе регулирования общественных отношений возникают также взаимосвязи субъектов избирательного права с государственными и муниципальными органами, в состав которых избирается лицо или лица, партии. Избирательное право при регулировании данных отношений использует как диспозитивный, так и императивный методы правового регулирования. Кроме того, метод гарантий выступает в качестве специфического метода правового регулирования избирательного права. Гарантийные нормы избирательного права обязывают, к примеру, предоставить зарегистрированному кандидату отпуск, обязать комиссии обеспечить полный надзор за избирательным процессом со стороны наблюдателей и т.п.
Определение 2
Источники избирательного права – нормативно-правовые акты, которые содержат нормы права, закрепляющие избирательные права граждан и определяющие порядок и процедуры их реализации.
Классификация источников избирательного права:
- Конституция РФ.
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы.
- Конституции, уставы субъектов РФ.
- Муниципальные правовые акты.
- Нормативные акты избирательных комиссий.
- Международные договоры, общепринятые принципы и нормы международного права.
Структура и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.
Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.
Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы предстают в процессе выборов в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах.
Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике прежде всего как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.
В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.
Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Не следует отождествлять стадии избирательного процесса с этапами подготовки и проведения избирательной кампании. Стадия избирательного процесса — более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении выборов, официальное обнародование даты выборов.
В научной литературе отсутствует единое мнение относительно состава стадий избирательного процесса и их наименования. Наиболее распространена следующая классификация: назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов; образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.
Наряду с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование только в том случае, если прямо предусмотрены законодательством о выборах и лишь при наступлении упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования.
показать содержание
Понятие и принципы избирательного процесса
Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов. Термин «избирательный процесс» не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.
Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.
В связи с этим, избирательный процесс следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.
Избирательный процесс как политико-правовая категория используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. В широком смысле термин «избирательный процесс» поглощает содержание термина «избирательная кампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. В узком смысле избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий.
Таким образом, понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).
Иными словами, процессуальная форма как юридическая конструкция организации и проведения выборов, состоящая из совокупности избирательных процедур, которые закрепляют определенный порядок осуществления различных электоральных действий, обусловливает существование избирательного процесса как системы правоотношений, обеспечивающих в установленной последовательности динамику избирательной кампании.
Гарантии избирательных прав граждан
Законодательством о гарантиях избирательных прав граждан, а также о порядке проведения конкретных выборов устанавливаются необходимые правовые и организационные гарантии избирательных прав граждан — как избирателей, так и кандидатов. К основным из них относятся:
- гарантии реализации вышеперечисленных конституционных принципов проведения выборов;
- обязательность проведения выборов, в том числе досрочных, а также при отсутствии на указание таковых в избирательном законодательстве субъектов Российской Федерации;
- соблюдение прав избирателей на участие в выборах, в том числе при невозможности их непосредственного присутствия на соответствующем избирательном участке;
- соблюдение законодательства при формировании и деятельности всех избирательных комиссий;
- соблюдение законодательства при формировании и использовании финансовых средств на подготовку и проведение выборов;
- равный статус зарегистрированных кандидатов;
- соблюдение установленных законодательством форм и методов проведения предвыборной агитации, обеспечение равных условий доступа кандидатов к СМИ;
- достоверность учетных и итоговых данных о волеизъявлении избирателей.
Действующее федеральное законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах. Уголовная ответственность предусмотрена специальными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: о воспрепятствовании осуществлению гражданином РФ избирательных прав либо работе избирательных комиссий; о подлоге, подделке избирательных документов, заведомо неправильном подсчете голосов или установлении результатов выборов; о нарушении избирательного законодательства лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию. По этим статьям предусматриваются различные сроки лишения свободы.
Большой перечень статей, предусматривающих административную ответственность лиц за правонарушения при организации и проведении выборов, содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
показать содержание