Способы выдвижения кандидатов в президенты
Существует два способа выдвижения кандидатов в президенты РФ:
- как самовыдвиженец;
- как кандидат от зарегистрированной политической партии.
Любой гражданин РФ может выдвинуть собственную кандидатуру на пост Президента РФ, но при обязательной его поддержке группой избирателей. Самовыдвиженцу для регистрации в ЦИК нужно создать и зарегистрировать группу избирателей количеством не меньше 500 человек – граждан РФ, которые обладают активным избирательным правом. Для того, чтобы быть допущенным к выборам, в ЦИК необходимо предоставить от 300 тыс. подписей избирателей (количество подписей может быть увеличено, но не более, чем на 5%). На субъект РФ должно приходиться не больше 7,5 тыс. подписей.
Кандидаты от зарегистрированной партии могут выдвигаться в двух случаях:
- партия представлена своими членами в Государственной думе;
- партия не представлена своими членами в Государственной думе.
Регистрация кандидата от политической партии, которая представлена в ГД Федерального Собрания РФ, может происходить на основании решения партии о выдвижении кандидата при отсутствии сбора подписей избирателей, если официальное опубликование произошло раньше представления в ЦИК документов, необходимых для регистрации.
Кандидату, выдвинутому политической партией, не представленной в ГД РФ, для того, чтобы быть допущенным к выборам, надо собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей в поддержку кандидата (количество подписей может быть увеличено, но не более, чем на 5%). На субъект РФ должно приходиться не больше 2,5 тыс. подписей избирателей.
Компетенции Президента РФ
Место Президента в государственной системе, его политическая и социальная роль определяются функциями, возложенными Конституцией.
Функции Президента РФ:
- представительская – Президент представляет Россию в международных отношениях, в отношениях с субъектами Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества (общественными объединениям и политическими партиями), объединениями предпринимателей, конфессиями, представителями образования, науки, спорта, культуры, ветеранскими, молодежными организациями, диаспорами и т.д.;
- функции гаранта основного Закона страны, пав и свобод граждан, государственной целостности, независимости и суверенитета страны;
- обеспечение оптимального, согласованного взаимодействия и функционирования органов государственной власти;
- определение главных направлений политики государства в соответствии с основным Законом страны, федеральными конституционными и федеральными законами.
Для реализации всех вышеперечисленных функций Президент РФ наделяется широкими полномочия, которые можно представить в виде нескольких групп.
Полномочия Президента РФ:
- полномочия, связанные с назначением должностных лиц и формированием государственных органов – назначение председателя Правительства, назначение судей федеральных округов, представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты, представление кандидатур для назначения Генерального прокурора и судей высших судебных инстанций и др.;
- полномочия по осуществлению взаимодействий с Федеральным Собранием, обеспечение функционирования органов государственной власти, участие в нормотворческом процессе – право роспуска Государственной Думы, назначение выборов в Государственную Думу депутатов, назначение федерального референдума, промульгация федеральных законов, законов о поправках к Конституции, право законодательной инициативы, обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию, использование согласительных процедур, отмена актов Правительства при их противоречии Конституции, федеральным законам, указам Президента и др.
- полномочия в сфере внешней политики — руководство внешней политикой РФ, издание актов об установлении дипломатических отношений, признании иностранных государств, подписание ратификационных грамот, подписание международных договоров, ведение переговоров, принятие верительных грамот, отзывных грамот, назначение дипломатических представителей РФ и их отзыв в международных организациях и иностранных государствах и др.;
- полномочия в сфере обороны и безопасности страны — утверждение военной доктрины, назначение высшего командования Вооруженных Сил и его освобождение, формирование Совета Безопасности, введение в отдельных местностях страны или по всей территории государства чрезвычайного или военного положения и др.;
- полномочия в области регулирования правового статуса личности — предоставление политического убежища, решение вопросов гражданства, учреждение государственных наград и награждение, присвоение высших воинских званий, почетных званий, высших специальных званий, осуществление помилования.
Срок избрания
Первым делом стоит разобраться в сроках. Например, сколько выбранный кандидат будет президентом. Ведь этот вопрос не менее важен, чем непосредственные выборы. К счастью, никаких проблем в данной области нет. Многим гражданам и без того известно, на сколько выбирается президент. Запомнить правила не так уж и трудно.
На какой срок избирается президент? Согласно современному законодательству, можно рассчитывать на 4 года работы в качестве главы государства. Это средняя продолжительность избрания президента в разных странах.
Но на этом карьера кандидата не заканчивается. На какой срок избирается президент в России, мы уже выяснили
Только теперь стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон разрешает повторно избрать кандидата на пост руководителя государством. Получается, что максимальная продолжительность работы выбранного человека в качестве президента РФ составляет 8 лет
На третий и последующие периоды выбирать одного и того же кандидата нельзя. Это запрещено. Таким образом, Федеральный закон «О выборах Президента РФ» предусматривает периодическую смену руководителей. На практике же обычно просто выдвигается преемник, за которого после проголосуют избиратели.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Институт президентства был учрежден в РСФСР в составе СССР в 1991 году. Первоначально статус Президента РСФСР определялся специальным законом о Президенте РСФСР, основные положения которого затем были включены в действовавшую в тот период Конституцию РСФСР 1978 года.
В настоящее время правовой статус, порядок избрания, полномочия и порядок прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Основного закона. Принятие специального закона о Президенте РФ Конституцией не предусматривается.
Основы правового статуса Президента РФ отражены в ряде конституционных положений.
1. Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ осуществляет следующие основные функции:
- является главой государства;
- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- поддерживает гражданский мир и согласие в стране;
- в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти;
- как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;
- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
2. Президент РФ в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
3. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что в отношении Президента нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Для Президента РФ не предусмотрена политическая ответственность, то есть ответственность за проводимую им политику, подобная той, которая существует в отношении Правительства. Однако Президент может нести государственно-правовую ответственность в форме отрешения его от должности. Основанием для ее наступления является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Поправкой к Конституции РФ неприкосновенность распространена на Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 1 ст. 92.1).
Голоса
Еще один пункт в отношении избирателей — это их голоса. Нужно учитывать, что каждый гражданин имеет право голосовать только один раз. Поэтому следует заранее побеспокоиться о принятии окончательного и правильного решения.
Согласно современному законодательству, каждому избирателю дается только один голос. И он может отдать его любому кандидату в президенты. Причем решение это добровольное. Подобный прием, как правило, защищает от фальсификации, а также от неоднозначных решений. Ведь руководитель у страны может быть только один. Чтобы выбрать его, каждый избиратель в обязательном порядке должен отдать свой голос только в пользу одного кандидата. Тогда будет некая определенность. Если вы уже проголосовали, то повторно сделать это нельзя, будьте внимательны!
Порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ
Определение 1
Конституционно-правовой статус Президента РФ – это особые положения Конституции, закрепляющие порядок избрания и полномочия Президента РФ, а также основания для прекращения исполнения им своих полномочий. Конституция России определяет Президента РФ, как главу государства. Он избирается при тайном голосовании на основе равного, всеобщего, прямого избирательного права.
Основные положения о выборах Президента содержаться в Конституции (ст. 81) и в Федеральном законе (№19-ФЗ). Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации или Центральная избирательная комиссия (ЦИК). По общему правилу днем голосования является 2 воскресенье месяца (каждые 4 года), в котором были проведены предыдущие выборы Президента. В случае досрочных выборов они проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда пройдет 3 месяца с момента досрочного прекращения полномочий Президентом.
Голосовать на выборах Президента могут граждане РФ, достигшие к моменту голосования 18 лет (исключение – лица, находящиеся в местах лишения свободы, недееспособные лица). Каждый избиратель, вне зависимости от места проживания, пола, цензов, имеет один голос.
Замечание 1
Кандидатом в Президенты РФ может быть лицо: постоянно проживающие в России не меньше 10 лет, имеющее гражданство Российской Федерации, не моложе 35 лет.
Выдвижение в кандидаты Президента происходит:
- в порядке самовыдвижения непосредственно самим гражданином, которое обладает пассивным избирательным правом при его поддержки группой избирателей не менее 500;
- избирательными блоками, политическими партиями; блок может выдвинуть только одного кандидата.
Регистрация кандидатов осуществляется избирательной комиссией после проверки всей информации и при поддержке кандидатов избирателями в количестве не менее 2 млн. человек. На одного субъекта РФ приходится до 50 тыс. подписей, кандидат должен получить предварительную поддержку в 40 регионах России.
Выборы Президента являются альтернативными – если до дня голосования за 35 лет будет зарегистрировано меньше 2 кандидатов, выборы откладываются (для дополнительного выдвижения кандидатов) на срок до 60 дней. Возможно повторное голосование по одной кандидатуре. Единственный кандидат избирается Президентом, если он получил не меньше половины голосов, принявших участие в голосовании, избирателей.
Выборы Президента происходят по общероссийскому(единому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов президентских выборов используется мажоритарная избирательная система большинства. Кандидат считается избранным, если получил более 50% (плюс один) голосов избирателей.
При повторном голосовании обязательный порог явки не устанавливается. Победивший кандидат определяется по мажоритарной системе большинства. Кандидат избранным считается, если получил большее количество голосов, чем второй кандидат, при условии, что голоса, поданные за него, больше голосов, поданных против остальных кандидатов.
Вновь избранный Президент вступает в должность на 30 день с момента официального опубликования избирательной комиссией результатов выборов. Срок полномочий составляет 4 года. Президентом не может избираться одно лицо более 2 сроков подряд. Для обеспечения устойчивости конституционного строя, преемственности власти, гарантии социального спокойствия, сохранения государственной тайны
Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи предоставляются определенные гарантии: правовые (аппарат помощников, специальный порядок привлечения к юридической ответственности; социальных (специальная связь, государственная охрана, медицинское обслуживание, предоставляемое в прежнем порядке, обязательное государственное страхование, социальные гарантии и др.); материальные (пожизненное пользование гос. дачей, денежное содержание, оборудованное служебное помещение и др.).
1.1 Выдвижение кандидатов
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г., Федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и других федеральных законах.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе равного и прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является полностью свободным и добровольным. Никто не может оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации, чтобы принудить его участвовать или не участвовать в выборах Президента. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, вправе избирать Президента, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, предвыборной агитации, наблюдать за проведением выборов Президента РФ, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отказавшийся от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не имеющий права быть избранным Президентом РФ (Президент РФ, занимающий второй срок подряд; гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда).
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.
Центральная избирательная комиссия РФ в течение 5 дней со дня поступления документов, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента РФ освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения или избрания кандидата.
Запреты
Кроме всего прочего, имеют место еще некоторые ограничения для кандидатов в президенты. Какие конкретно? Их не так уж и много. Да и догадаться о них может почти каждый гражданин. Дело все в том, что, помимо возраста и длительности проживания на территории страны, имеют место некоторые иные запреты.
К примеру, нетрудно догадаться, что потенциальный руководитель страны должен быть дееспособным и со здоровой психикой. Граждане неадекватные, признанные нездоровыми психически либо просто недееспособные, не допускаются до выборов. Никаких исключений!
Кроме того, под запрет попадают еще и те, кто был осужден. То есть отсутствие судимости у гражданина — это очередное требование, выдвигаемое к кандидатам. И оно в обязательном порядке должно соблюдаться. Если кандидат скрыл те или иные факты, запрещающие ему баллотироваться, то при всплывании оных ему грозит дисквалификация. Даже если именно за этого гражданина проголосовало больше всего избирателей.
Заключение
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Отличительной чертой демократического устройства современного государства является превращение выборов в основную и непрерывную процедуру отбора выборных представителей. Выборы являются политико-правовой формой участия граждан в государственном управлении, осуществления ими публичного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов и должностных лиц. Именно они служат чутким барометром общественных настроений и средством корректировки внутренней и внешней политики.
Путь объективно-исторического отбора подвел Россию к формированию и функционированию демократического государства, одним из главных принципов заключается в получение политическими деятелями мандатов на управление посредством альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных прав и свобод человека и гражданина.