Какие бывают принципы
Ценности делятся на материальные и духовные:
- материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
- духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.
Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.
С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья
В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план
В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными
Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать
Как сохранить и продвигать нравственные ценности?
В нашей жизни нравственные ценности играют важную роль. Они помогают нам различать правильное и неправильное, испытывать сочувствие к другим людям, проявлять уважение и честность. Однако, как и во всем, здесь есть свои проблемы.
В первую очередь, необходимо понимать, что нравственные ценности не приходят самостоятельно. Они формируются в ходе общения с другими людьми, а также под воздействием культуры и среды, в которой мы живем. Поэтому, чтобы сохранить и продвигать эти ценности, нужно выбирать своих друзей и общаться с людьми, которые разделяют те же ценности.
Также важно обратить внимание на образование. Это может быть как образование в школе или университете, так и самообразование. Знания и понимание мировых ценностей помогут сформировать обоснованную мысль и правильную оценку происходящей ситуации
Знания и понимание мировых ценностей помогут сформировать обоснованную мысль и правильную оценку происходящей ситуации.
Нельзя забывать и о нашем образе жизни. Нравственные ценности проявляются не только во время общения с людьми, но и в наших поступках. Мы должны постоянно задумываться о своих действиях и принципах жизни, чтобы они соответствовали нашим внутренним убеждениям.
Важно также помнить, что нравственные ценности не являются статичными. В нашем быстро меняющемся мире, они должны быть способны обновляться и изменяться вместе со временем
Но при этом они должны сохранять свои основные принципы и не меняться до неузнаваемости.
В результате, сохранение и продвижение нравственных ценностей — это не только личный выбор, но и важная тенденция нашего общества в целом. Именно благодаря этим ценностям мы можем жить в гармонии и уважении друг к другу, и двигаться вперед вместе.
Суть нравственных ценностей на примере счастья
Суть нравственных ценностей как этически категорий можно рассмотреть на примере счастья. Счастье имеет весьма универсальный смысл, а также обладает ценностью для каждого конкретного человека.
Далеко не все понимают, что именно значит для людей счастье, какие составляющие оно имеет. Каждый индивид должен определиться в составе ценностей, характеризующих счастье самостоятельно, поскольку они носят интимно – личностный характер.
Счастье считают следствием морального образа жизни. Каждый человек стремиться к счастью. Родоначальник этики Аристотель считал, что данная область знаний учит человека как стать счастливым при помощи добродетели. Таки образом, любая нравственная ценность есть путь к счастью. Иногда складывается ошибочное мнение, что счастливым может быть исключительно хороший человек, который никогда в своей жизни, даже по ошибке не совершал негативных поступков. С другой стороны, многие наблюдения показывают, что счастье не зависит от нравственных заслуг человека, во многом распределяется по случайному принципу.
Счастье зависит от разума. Человек – разумное существо, поэтому счастье является следствием разумной жизни. С другой стороны, наблюдения говорят о том, что счастье является иррациональным состоянием, которое подвергается риску из — за избытка разума.
Каждый человек достигает счастья уникальным собственным, индивидуальным путем. Счастье связано с самореализацией личности и раскрытием внутреннего мира и духовных основ становления личности. Примером такого самораскрытия становится общение, любовь, творчество, профессиональные успехи и многое другое. Иногда в процессе поиска счастья открываются неожиданные стороны человеческой личности. Не всегда в реальности счастье получают, следуя добродетели.
Чтобы достичь любой формы счастья необходимо проводить постоянную систематическую работу над собой. Ошибочным является мнение о том, что счастье заключается только в приоритете материальных ценностей и стремлении людей к их скорейшему получению. Исследование сущности высших моральных ценностей должно соответствовать внутренним размышлениям личности над комплексом поставленных проблем.
Целесообразно отметить, что условия счастья просты, хотя трудно достижимы в реальной социальной практике.
К ним относят:
- необходимое соотношение между процессом удовлетворения потребностей и реальностью жизненной ситуации;
- счастье можно достигнуть через аскетизм. Аскетизм представляет собой самоотречение от многих внешних благ, подавление всех чувственных потребностей ради реализации духовных целей. Аскетизм не всегда ведет к счастью, если он выбирается в утрированном смысле.
Необходимо отметить, что в ходе перемен сегодня мораль содержит концепты, которые аутентичны менталитету большинства людей в современно мире. Среди них:
- свобода как ценность модерна и личная духовная ценность;
- укрепление локальных типов патриотизма и коллективизма, как моральных ценностей;
- формирование ценностей коллективизма как определяющих поведенческих этических категорий.
Список ценностей – только в контексте Стратегии
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.
Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.
Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там говорится о важных вещах, в том числе и о настоящих ценностях.
Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.
Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.
Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны
Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче
В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.
Процесс формирования нравственных ценностей
Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.
Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.
В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.
Убеждения в культуре и обществе
На основе убеждений происходит личностное формирование оценочных суждений, например, когда люди оценивают поведение другого человека. Если человек ценит жизнь животного, он будет развивать свою деятельность, играя главную роль в их защите.
Обществознание занимается изучением ценностей, которые формировались в разных отраслях жизнедеятельности человека. Общество, где разделяется большинство систем ценностей является устойчивым и не вызывает внутренних противоречий. Однако когда переходящие культуры имеют свои ценности, то они могут быть противоречивыми.
К числу личных жизненных ценностей относят:
- жизнерадостность;
- независимость;
- семью;
- закон;
- богатство;
- остроумие;
- отношения;
- юмор;
- чистоту;
- свободу.
Набор ценностей у каждого человека может быть абсолютно разным, это выражается в том, к какой культуре и социальной группе принадлежит человек. Несовпадение ценностей не говорит о том, что кто-то живет неправильно. Определение и содержание ценностей закладывается еще в детстве с помощью родителей, поэтому необходимо очень серьезно относиться к воспитанию ребенка, показывая все на собственном примере.
Саморазвитие помогает человеку познать себя и определить жизненные ценности. Курсы Викиум способствуют эффективному саморазвитию.
-
Открытый перелом это кратко
-
Вторая жизнь песни это кратко
-
Защита экологических прав граждан кратко
-
Разделение властей германии кратко
- Биомедицина это кратко и понятно
Материя и дух
Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.
На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.
К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.
С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.
К материальным ценностям относятся:
- денежные знаки;
- товары в магазине;
- драгоценности;
- недвижимость;
- предметы роскоши.
Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.
К духовным категориям относят:
- дружбу;
- любовь;
- преданность;
- взаимопонимание;
- творчество, искусство;
- религиозные чувства;
- нравственные идеалы;
- моральные качества.
Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.
Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.
Нравственные ценности и этические категории
Родоначальником аксиологии можно назвать немецкого философа Р.Г. Лотце, который впервые ввел в оборот термин «ценности».
Определение 2
Ценность – это устойчивое понятие, которое обобщает представления о каком-либо благе, которое отвечает интересам и потребностям человека, общества, группы людей.
Ценность всегда базируется на отношении человека, его признании важности и значимости того или иного феномена. Ценность – это то, что не безразлично человеку, свято и дорого для него
Нравственные ценности делятся на:
- терминальные ценности – цели;
- инструментальные ценности – средства.
Роль ценностей в системе регулировки поведения может быть определена тем, что они:
- морально ориентируют человека в мире;
- считаются целью деятельности;
- определяют мотивы поступков человека;
- содержать оценочный компонент окружающей действительности.
Нравственные ценности составляют особенную группу среди всех вышеупомянутых концептов. Они являются поведенческими регуляторами человеческой активности и всех видов самовыражения.
Определение 3
Высшие моральные ценности – это комплекс феноменов, имеющих исключительную степень важности для личности. К ним относят:
К ним относят:
- счастье;
- свободу;
- смысл жизни.
Высшие моральные ценности могут быть выражены в двух основных формах:
- отвлеченной, нейтральной, категориальной и являться при этом универсалиями культуры;
- вторая форма – определенная, императивная в виде норм и принципов поведения.
Условно выделяются три группы нравственных ценностей, которые, по сути, являются этическими категориями.
Определение 4
Этические категории – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, такие как: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь.
Первая группа включает в себя: добро, зло, справедливость, счастье, добро, любовь. Они отражают своего рода «точки отсчета» ценностной ориентации и становятся моральными критериями поведения личности, которые вырабатываются путем совместной общественной деятельности.
Ко второй группе относят ответственность, долг, совесть, честь и достоинство, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека.
Третья группа составляет идеалы, добродетели, пороки, которые отражают диапазон морального становления личности и формирует шкалу оценок механизмов этого становления.
Мораль современности или модерна представлена рациональным индивидуальным субъектом моральной регуляции, который придерживается таких ценностей, как свобода, профессионализм, рационализм мышления, гражданский патриотизм.
Современное состояние ценностей
В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.
Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.
Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.
Нравственные ценности в современном обществе
Современное общество прошло через множество изменений за последние десятилетия. Многие нравственные ценности, которые ранее считались могущественными, постепенно утрачивают свою силу. Однако, все же существуют ценности, которые являются важными и актуальными в современном мире.
Первая нравственная ценность — это уважение к другим людям и их правам
С учетом колоссального развития социальных сетей и электронной почты, важно помнить, что за экраном находится другой человек, имеющий свои чувства и права
Вторая нравственная ценность — это ответственность. Ответственность включает в себя не только выполнение своих обязанностей, но также и понимание последствий своих поступков. В современном мире часто происходит сбой в сфере этой ценности, и многие люди не хотят брать на себя ответственность за свои поступки.
Третья нравственная ценность — это честность. Будь то в личной жизни или в бизнесе, честность важна, чтобы наше общество могло процветать. Нарушение этой ценности может привести к нарушению доверия в отношениях между людьми и компаниями.
И наконец, четвертая нравственная ценность — это сострадание и сочувствие. Способность к исполнению сострадательных и сочувственных поступков делает наш мир более добрым и жизнеспособным. Эта ценность также связана с тем, что мы должны помогать людям, когда у них возникают проблемы.
В целом, нравственные ценности очень важны для нашего существования в обществе. Они помогают нам прожить жизнь более счастливо и уважительно к другим людям, что делает наш мир лучше для всех нас.
Классификация в таблице
Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:
Базовые, истинные ценности | |
Личностные | Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье. |
Отношения, семья | Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками. |
Друзья | Общение, взаимопомощь. |
Материальные ценности | |
Карьера | Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход. |
Положение в обществе | Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность. |
Духовные ценности | |
Духовное развитие | Образование, самообразование, самопознание. |
Второстепенные ценности | |
Развлечения | Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры. |
Единение народов
В масштабах народов и человечества, в общем смысле, тоже придается значимость тем или иным предметам. Все общество решает, что для него играет первостепенное значение. Составляется ценностно-нормативная система. Общество развивается, отдельные его члены взаимодействуют друг с другом. Если идеалы и интересы схожи, то взаимодействие плодотворное, благоприятное и результативное. У народа должна быть одна цель, приоритеты в социальной и политической жизни. Коллективно вырабатываются механизмы достижения общих задач.
Как правило, большое значение отдают социальной справедливости, гражданскому долгу, богатству духовной жизни, человеческому достоинству, материальному благополучию. В идеале людей волнует то, что происходит с миром вокруг: правильно ли используются ресурсы, разумно ли проводится политика, ведутся ли войны, в каком состоянии экономика.
Как это связано с образованием
Образование и воспитание названы первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Согласно указу, в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания должны проводиться с учётом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.
Кроме того, сказано, что систему господдержки проектов в области образования усовершенствуют с учётом целей госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Иными словами, программы проектов будут оцениваться на предмет соответствия традиционным ценностям — только в этом случае они могут рассчитывать на господдержку.
Установлено, что формы и методы воспитания и образования детей и молодёжи тоже должны совершенствоваться с теми же целями. Напомним, летом зампред Госдумы Ирина Яровая, например, заявила о том, что будущим педагогам не стоит изучать систему Монтессори, потому что «это другая идеология, это другой набор ценностных ориентиров».
Государственная политика предполагает воспитание в духе уважения к традиционным ценностям.
Одним словом, всё в образовании и воспитании теперь должно делаться с оглядкой на традиционные ценности. На самом деле этот уклон, разумеется, начался не сегодня, однако содержание этих ценностей не раскрывалось. Поскольку теперь оно раскрыто, стало понятнее, что писать в планируемых программах.
Напомним, в 2020 году в законе «Об образовании в РФ» появилась статья 12.1, согласно которой соответствующие образовательные программы школ, колледжей и вузов должны содержать программы воспитания и план воспитательной работы. При этом воспитание должно быть направлено в том числе на развитие «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Обновлённая версия ФГОС среднего общего образования прямо предусматривает такие личностные результаты освоения школьной программы, как «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ».
Кроме того, в том же законе, напомним, в 2021 году появилось понятие просветительской деятельности, к которой теперь предъявляется ряд требований. Содержание просветительской деятельности тоже должно обеспечивать формирование и развитие личности «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».
Система нравственных принципов
Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.
Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.