Британские заморские территории
Британские заморские территории (British Overseas Territories) – это территории, которые формально находятся под юрисдикцией (jurisdiction) и суверенитетом (sovereignty) Британской короны, но не являются составными частями государства, которое мы называем The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных девизах (motto) этих мест:
Name | Motto | Flag |
---|---|---|
Saint Helena, Ascension and Tristan da Cunha |
Our faith is our strength. В вере наша сила. |
|
Turks and Caicos Islands |
Beautiful by nature, clean by choice. Красота дарована нам от природы, чистота – избрана нами. |
|
Falkland Islands |
Desire the right. Возжелай праведное. |
|
Cayman Islands |
He hath founded it upon the seas. Созданные Господом на морях. |
|
British Virgin Islands |
Vigilate (Latin: Be watchful). Будьте бдительны. |
|
British Indian Ocean Territory |
In tutela nostra Limuria (Latin: Limuria is in our charge). Лемурия возглавляет нас. |
|
British Antarctic Territory |
Research and discovery. Исследуй и открывай. |
|
South Georgia and the South Sandwich Islands |
Leo terram propriam protegat (Latin: Let the lion protect his own land). Пусть лев защищает свою землю. |
|
Gibraltar |
Nulli expugnabilis hosti (Latin: No enemy shall expel us). Ни один враг нас не изгонит. |
|
Bermuda |
Quo fata ferunt (Latin: Whither the Fates carry us). Куда приведет нас судьба. |
|
Anguilla |
Strength and Endurance. Сила и выдержка. |
Исполнительная власть Великобритании
Органом исполнительной власти Великобритании является Правительство, во главе которого находится премьер-министр.
Премьер-министр, как и монарх, выступает в качестве лидера государства. Выбор премьер-министра осуществляется монархом из членов палаты общин, имеющих поддержку общин. Назначение министров также осуществляется монархом по представлению премьер-министра. Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов, наиболее важные из которых формирует кабинет министров. В состав кабинета министров входит примерно 20 человек.
Замечание 2
Правительство Великобритании отвечает за свою деятельность перед Парламентом страны. Состав Правительства определяется партией большинства палаты общин.
Премьер-министр является советником монарха Великобритании. В том случае если премьер-министр утрачивает доверие палаты общин, это налагает на него обязательство ухода в отставку, либо обращения к монарху с просьбой о новых выборах. Состав полномочий премьер-министра определяется обычаями, а не законодательством. В настоящее время премьер-министром Великобритании является Тереза Мэй.
Замечание 3
Срок полномочий премьер-министра определяется сроком полномочий палаты общин.
Rule the Waves
Оставив политику и экономику политологам и экономистам, перейдем к изменениям в оборонной стратегии Великобритании, которые к тому же традиционно самым ярким образом отражают политические цели страны.
Еще в ноябре 2020 г. Борис Джонсон анонсировал значительный рост оборонных расходов. Было объявлено, что в ближайшие четыре года в сумме будет дополнительно потрачено £24,1 млрд относительно текущего уровня. Главным бенефициаром должны были стать Королевский флот и судостроительная промышленность, создаваемое Космическое командование и различные исследовательские программы. IR и Белая книга вносят дополнительную конкретику. В отличие от прошлогоднего заявления в этот раз не обошлось и без негативных моментов.
Как и ожидалось, лучше всего дела обстоят у флота:
Приоритет флота при декларировании глобальных политических планов неоспорим. Но за все приходится платить, и в данном случае банкет Адмиралтейства будет, похоже, оплачивать британская армия, которой в основном достались сокращения:
Формирование правительства
Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр
Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства
На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин (она состоит из шестисот пятидесяти парламентариев, которые избираются посредством тайного голосования каждые пять лет), назначается премьер-министром. После этого происходит «оснащение» кабинета министрами. В результате получается, что классическая политическая система Великобритании представляет собой единство трех ветвей власти, а именно — исполнительной, стоящей во главе управления страны, представленной Кабинетом министров, предлагающих новые законы.
Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями. Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр. Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.
Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин). Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом. Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.
Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством. В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием. Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.
Премьер-министр Объединенного Королевства
Премьер-министр – человек, который яро отстаивает интересы страны как на локальном уровне, так и за рубежом. Пост, который до сих пор не закреплен ни одним конституционным законом или конвенцией, назначается королевой (appointed by the Queen). Премьер-министр возглавляет политическое большинство в парламенте. В 1830 году эту должность стали называть primus inter pares или главный среди равных, то есть глава правительства (head of government). В виду своих полномочий премьер также является главой казначейства (First Lord of the Treasury), министром государственной службы (Minister for the Civil Service).
Среди привилегий должности – проживание на Даунинг стрит, д. 10. Первым постановлением Парламента, содержащим упоминание о премьер-министре, было положение о поместье Чекерс (Chequers), которое было утверждено Королём Георгом в 1917 году. Георг определил поместье Чекерс, подаренное государству Сэром Артуром и леди Ли, в качестве загородной резиденции для будущих Премьер-министров.
Акт о королевских министрах, утвержденный 1 июля 1937 года, давал официальное признание должности премьера и определял заработную плату Первого лорда казначейства и Премьер-министра — двух должностей, которые имел обыкновение занимать премьер-министр. Акт вносил некоторое различие между «положением» Премьер-министра и «должностью» Первого лорда казначейства, подчёркивая уникальный характер положения. Тем не менее табличка на двери Премьер-министра по прежнему содержит надпись «Первый лорд Казначейства».
Если появляется вакансия на должность премьер-министра, монарх назначает нового. Назначение еще известно как церемония под названием «Целование рук». В соответствии с написанными конституционными обычаями, монарх обязан назначить человека, пользующегося поддержкой Палаты Общин, лидера партии, получившей большинство в Палате.
Уникальные черты политической системы Великобритании
Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:
- Акт о престолонаследии;
- великая хартия вольностей;
- Биль о правах;
- Петиция вольностей.
Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.
Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.
Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий. В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира. Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.
Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.
Судебная власть
В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.
Высокий суд
Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.
Апелляционный суд
В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.
Суд короны
Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:
1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);
2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);
3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);
4. исполняющий обязанности судьи.
Барристеры
Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.
Суды графств
Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.
Административные суды (трибуналы)
В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.
Законодательная власть в системе государственного управления
Законодательный орган – парламент играет решающую роль в политической жизни Великобритании. Его основными функциями являются: отслеживание и корректировка работы правительства; обсуждение и принятие всех законодательных актов; предоставление разрешения правительства на увеличение налогов.
Британский парламент принадлежит к группе парламентов с абсолютно неограниченной законодательной компетенцией, которая, по словам британцев, «ограничена только прерогативами Творца». Это явление связано с принципом верховенства законов, принимаемых представителями народа.
Британский парламент состоит из трех структурных компонентов: Короны, Палаты лордов (верхняя палата), Палаты общин (нижняя палата).
Палата Лордов состоит из пожизненных пэров, специально избранных наследственных пэров, лордов-судей по апелляциям и «духовных лордов» – двух архиепископов и 24 епископов англиканской церкви. Количественный состав Палаты лордов может изменяться за счет изменения количества пожизненных пэров, общая численность которых не регулируется законодательством.
Нижняя палата парламента Великобритании – Палата общин формируется на основе всеобщих, равных выборов путем тайного голосования на базе мажоритарной системы относительного большинства. В нижнюю палату входят 650 депутатов. Депутаты Палаты общин избираются на 5 лет по мажоритарной системе прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права лицами, которым исполнилось 18 лет.
Двухпартийная система влияет на создание парламентских фракций в Палате общин. Парламентская фракция, имеющая большинство, формирует правительство. В состав Палаты общин входит Оппозиция ее Королевского Величества, которая имеет официальный статус и образуется на основе партии, получившей на выборах второе место. Официальная оппозиция создает «теневой кабинет», который в случае прихода оппозиции к власти может предложить альтернативную программу действий. В зале заседаний места оппозиции расположены напротив мест правительственного большинства.
Важным структурным элементом Палаты общин являются парламентские комитеты, которые образуются для предварительного обсуждения законопроектов. Специальные комитеты создаются при необходимости решения вопросов относительно законопроектов, имеющих отношение к Шотландии и Уэльсу. Значительная часть комитетов осуществляют контрольные полномочия по отношению к конкретным министерствам.
Основная законотворческая работа проходит в Палате общин. Официально все британские законопроекты (билли) распределяются по сфере регулирования. Публичные билли составляют подавляющее большинство среди других биллей, принимаемых современным британским парламентом. Публичные билли регламентируют сферу общенациональных интересов и устанавливают общие нормативные предписания. По конституционному соглашению инициаторами публичных биллей могут выступать депутаты Палаты обществ и депутаты – члены правительства. Законопроекты, которые вносятся последними, называются «правительственные билли» и являются приоритетными среди других при рассмотрении в парламенте. В отношениях между палатами доминирует Палата общин, это касается законодательного процесса, хотя право законодательной инициативы имеют две Палаты. Хотя Палата лордов и может отклонить законопроект Палаты общин, но через год он может быть снова принят нижней палатой без учета поправок верхней палаты и в порядке процедуры обычного голосования и становится законом без какой-либо санкции верхней палаты.
Свобода средств массовой информации в Великобритании
В Великобритании свобода средств массовой информации является одним из фундаментальных принципов демократической системы. СМИ имеют право на свободу выражения мнения и информационного доступа без вмешательства со стороны государства.
В Великобритании функционирует единый рынок СМИ, что способствует конкуренции между изданиями и телеканалами. Большинство СМИ принадлежит частным лицам и компаниям, что обеспечивает свободу от правительственного контроля.
Однако, в последние годы наблюдается увеличение концентрации СМИ в руках нескольких крупных корпораций, что может негативно повлиять на разнообразие мнений и доступность информации.
- СМИ в Великобритании не ограничены правительственной цензурой
- Большинство СМИ находится в частных руках
- Единый рынок СМИ способствует конкуренции
- Концентрация СМИ в руках нескольких крупных корпораций может негативно повлиять на доступность информации
Судебная власть в системе государственного управления
Судебная власть Великобритании состоит из следующих основных институтов:
- Судебная коллегия Палаты лордов (высшая апелляционная инстанция по гражданским делам по всей стране, по уголовным делам – в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии).
- Верховные суды Англии, Уэльса и Северной Ирландии.
- Шотландский сессионный и Верховный суд.
Верховный суд Англии и Уэльса состоит из трех самостоятельных судебных учреждений — Апелляционного суда (гражданский и уголовный), Высокого суда (отделение королевской скамьи — рассматривает наиболее сложные гражданские дела и апелляции на приговоры магистерских судов, канцлерское отделение – в первой инстанции заслушивает гражданские дела, связанные с собственностью и банкротством, семейное отделение – рассматривает жалобы на решения по семейным отношениям) и Суда Короны (в первой инстанции с участием присяжных рассматривает наиболее сложные уголовные дела, а также апелляции на приговоры и решение магистерских судов).
Все суды Великобритании слушают и выносят приговоры по подобным типам правонарушений, хотя существует определенная разница в том, как они работают в разных частях страны. Каждая часть Великобритании имеет свою судебную службу, через которую проходит большинство дел. Большинство судов Англии и Уэльса подчинены Судебной службе Ее Величества.
Ответственность за функционирование юридической системы в Англии и Уэльсе распределена между Министерством юстиции и Министерством внутренних дел.
Исполнительный департамент юстиции Шотландии ответственен за юридическую систему Шотландии.
Министерство юстиции Великобритании и Офис Северной Ирландии ответственны за юридическую систему в Северной Ирландии.
Судебная система Великобритании имеет специфические признаки:
- применение судебных прецедентов;
- разработка процессуальных норм судом;
- практика выборности судьи, особенно более низкого уровня;
- привлечение присяжных заседателей (в не многих случаях).
Связанные статьи:
- Государственное управление: понятие, задачи и методы.
- Система государственного управления Соединенных Штатов Америки.
Список источников и литературы
- UK Parliament.
- .
- Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., стер. – М. : Издательство «Омега-Л», 2013. – 525 с.
- Mabala, S. (2019). Public Administration System of UNITED KINGDOM and its reforms.
Устройство Британского Парламента
Portcullis (gliding door) – опускающаяся решётка (в крепостных воротах), принадлежит геральдике семьи Тюдоров, является символом Британского Парламента.Теперь подробнее рассмотрим устройство системы государственного управления Великобритании или, как его еще называют, Westminster Parliament – главный законодательный орган страны (legislative body). Его двухкамерное устройство предполагает разделение на Палату Лордов (House of Lords) и Палату Общин (House of Commons) – последние фактически управляют страной. Палату Общин избирают сроком на 5 лет путем демократического голосования (democratic vote), и все министры, в том числе и премьер, являются членами этой Палаты. Лорды – это представители элиты английского общества. Они делятся на две категории: Духовные Лорды (Lords Spiritual) и Светские Лорды (Lords Temporal). В современном парламенте у Лордов есть пожизненное право участвовать в заседаниях, их называют «пожизненные пэры» (life peers – от англ. peer – крупный феодал). Ранее можно было стать Лордом, наследуя титул пэра (hereditary peers). Таких членов в современном английском парламенте 92. Это обладатели титулов графа (earl, count), маркиза (marquis), герцога (duke), виконта (viscount) или барона (baron). Отдельная группа – независимые или беспартийные пэры (crossbenchers), которые избираются Комиссией по назначениям в Палату Лордов (Lords Appointments Commission), созданной с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры. К сожалению, вы больше не встретите так называемых лордов-юристов (Law Lords), которые выполняли функцию высшей апелляционной инстанции (Lords of Appeal in Ordinary) до появления Верховного суда (Supreme Court) в 2009.
Во время реформ XIX века политическая система обрела равновесие между палатами. Будучи независимой от Лордов, Палата Общин стала набирать популярность и достигла равноправия (equity). Лорды по-прежнему могут налагать запрет (non-content) на законопроект. Но не могут откладывать его больше, чем на два чтения. Голосование по вопросам может проходить устно, тогда члены парламента (MP’s) кричат Aye (за) или No (против) в Палате Общин и Content (за) или Discontent (против) в Палате Лордов. Заседания (sessions) обеих палат проходят отдельно. Не забудем и о третей составляющей, которая в правовом смысле образует то, что называют британским парламентом, – «Королева в Парламенте» (Crown-in-Parliament) является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти (branch of government). В наши дни значение королевы скорее формальное, и она прислушивается к мнению премьер-министра (prime minister).
Избирательная система и партийная система Великобритании
В Великобритании действует мажоритарная (большинственная) избирательная система, которая означает победу кандидата, набравшего большинство голосов. Часто используется система «победитель забирает всё», что означает, что кандидат, набравший большинство голосов, получает мандат в парламент, независимо от того, насколько велика его победа.
Партийная система Великобритании характеризуется двумя основными партиями – Консервативной и Лейбористской. Роль меньших партий также играет большую роль, таких как Либеральная демократическая партия и националистические партии Шотландии и Уэльса.
Система мажоритарных выборов порой приводит к победе кандидата, не имеющего большинства голосов населения, но понимание важности партий провождения выборов является важным элементом партийной системы. Результаты выборов играют важную роль в определении типа партийного режима и дальнейшего управления страной
- Консервативная партия: партия правого центра, основанная на социально-консервативных и либеральных принципах, поддерживающая умеренное государственное регулирование экономики;
- Лейбористская партия: социал-демократическая партия, основанная на социальных принципах, опирающаяся на трудовую и профсоюзную поддержку, обещающая улучшение социальных условий и более равное распределение богатства.
В партийной системе Великобритании парламент играет ключевую роль в законодательном процессе. Он использует процедуру «вашингтонских кулис» для урегулирования конфликтов между политическими партиями. Парламент также имеет возможность назначать дату выборов и обсуждать многие другие вопросы, включая политику, финансы, социальную политику и законы общего назначения.
Законодательные акты, определяющие политическую деятельность в Великобритании
Великобритания является монархией с парламентским управлением, где законодательная, исполнительная и судебная власти разделены между монархом, парламентом и судебной системой соответственно. В рамках такого управления политическая деятельность регулируется несколькими законами, которые влияют на формирование и функционирование политической системы страны.
- Закон о выборах в парламент — устанавливает правила и процедуры выборов, включая местные и генеральные выборы, права избирателей и кандидатов, голосование, подсчет голосов и обжалование результатов выборов;
- Закон о политических партиях, выборных расходах и рекламе — определяет требования к созданию и регистрации политических партий, объем и источники финансирования их заказной рекламы, а также ограничения на выборные расходы и их финансирование;
- Закон о праве на свободное выражение мнений и информации — гарантирует свободу слова, печати и сбора информации, право на общество и право на активную гражданскую дискуссию, а также устанавливает ограничения на это право в случаях, определенных законом;
- Закон о правах человека — определяет статус и защиту прав человека и основных свобод, таких как свобода проявления религиозных убеждений, права социальных меньшинств и иммигрантов, свобода от насилия и дискриминации, право на поощрение и защиту интересов;
- Закон о правительстве — определяет структуру и функции правительства, включая его отношения с парламентом, мониторингом и контролем за его действиями и использованием полномочий, и при необходимости ликвидацию правительства;
- Закон о праве единственности монархии и регулировании наследования престола — устанавливает правила и процедуры наследования престола, а также определяет полномочия монарха в связи с законодательством и управлением страной.
Роль Парламента в государственном управлении Великобритании
Высшим органом государственной власти Великобритании является Парламент страны, включающий в свой состав две палаты:
- палату лордов;
- палату общин.
Палаты существует и действует отдельно друг от друга, членство в обеих палатах одновременно запрещено, члены палаты лордов члены не участвует в выборах членов палаты общин. Статус палат Парламента различается.
Палата общин избирается сроком на пять лет. Каждый британский подданный, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным в палату общин. Выборы в палату общин осуществляется посредством равного прямого, всеобщего и тайного голосования. От каждого округа избирается один депутат в палату общин на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Руководство заседаниями палаты общин осуществляет спикер, который избирается сроком на пять лет и является беспартийным членом палаты, что обеспечивает его беспристрастность. Спикер не имеет права голоса и участвует в голосовании только при условии равенства голосов. Также спикер лишен права комментирования выступления членов палаты и права собственного выступления. Спикер осуществляет руководство дебатами и организует деятельность аппарата Парламента.
В рамках палаты общин создаются комитеты, действующие на постоянной или временной основе. В задачи комитетов входит предварительное обсуждение законопроектов, контроль деятельности администрации, проведение парламентских расследований и прочее. Также в Парламенте формируются партийные фракции.
Политическая жизнь Великобритании наиболее ярко представлена в виде двух влиятельных партий – консервативной и лейбористской, периодически сменяющих друг друга на позициях правящей партии и оппозиции. Лидер партии, занимающий правящую позицию, обычно становится лидером палаты общин.
Палата общин наделена правом законодательной инициативы. Внесение нового закона, или билля, может быть осуществлено любым из членов верхней и нижней палаты Парламента. Часто внесение биллей на обсуждение осуществляется министрами. Такие билли называются правительственными, в противном случае билли именуются биллями частного члена палаты. Билли делятся на три группы:
- во-первых, билли, регламентирующие значимые вопросы, распространяющие свое действие на территорию всего государства, эти билли называют общественными;
- во-вторых, билли, предоставляющие особые права отдельным лицам, группам лиц или местностям, эти билли называют частными;
- в-третьих, билли, содержащие нормы общего или частного применения, называемые гибридными.
Палата лордов включает в свой состав светских пиров, то есть лордов, назначенных пожизненно из числа представителей английских судов, пожизненных пэров, духовных пэров. Общая численность палаты лордов составляет свыше 1000 представителей. Полномочия палаты лордов Великобритании в сфере законодательства ограниченны. Палата лордов обладает правом наложения отлагательного вето, то есть правом отсрочки срока действия закона на год. Причем право отлагательного вето не распространяется на билли финансового характера.
Общая характеристика Великобритании
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) является государством в Северо-Западной Европе, на Британских островах (остров Великобритания и северо-восточная часть острова Ирландия, остров Мэн и Нормандские острова). Площадь территории – 244,1 тыс. кв. км.
Великобритания состоит из четырех административно-политических частей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Особый режим установлен для острова Мэн и Нормандских островов.
Столица государства – Лондон. Столицами административно-политических частей являются: Англии – Лондон; Шотландии – Эдинбург; Уэльса – Кардифф; Северной Ирландии – Белфаст.
Великобритания – экономически развитая индустриальная страна. Производится добыча нефти, природного газа, каменного угля. Производство электроэнергии главным образом осуществляется на ТЭС. Развитые отрасли: машиностроение, тракторо- и станкостроение, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли легкой промышленности. Сельское хозяйство обеспечивает 3/4 потребности страны в продовольствии. Главная отрасль сельского хозяйства – мясомолочное и молочное животноводство.
Население Великобритании составляет 63,7 млн человек (данные Мирового банка по итогам 2021 года), в том числе около 80% – англичане, около 15% – шотландцы, валлийцы и ирландцы.
Официальный язык государства – английский.
Большинство верующих – протестанты, часть жителей (в том числе почти все ирландцы) – католики.
Великобритания является страной парламентской демократии, действующей в рамках конституционной монархии. Монархия является древнейшим институтом в системе правления в Великобритании, ее история насчитывает более тысячи лет.
Монарх является главой государства, а Премьер-министр, назначаемый монархом, является политическим лидером Великобритании и действует как глава правительства Ее Величества. В стране нет конституции в форме единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, одобренные парламентом, и судебные прецеденты. Конституция формировалась несколько столетий и состоит из парламентских законов, судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Королевская власть передается по наследству. Однако на самом деле король является лишь номинальным главой государства (царствует, но не управляет). Королевские полномочия находятся в руках исполнительной власти – кабинета министров.
Законодательный орган – двухпалатный Парламент (палата общин и палата лордов).
В условиях отсутствия кодицифицированной конституции и по положению «парламентского суверенитета» Парламент не связан ранее принятыми решениями и может отменять акты конституционного значения. Британские суды лишены права пересматривать или отменять акты Парламента.
Общие выборы в Великобритании проводятся каждые пять лет, хотя премьер-министр может назначить такие выборы в любое время своего пребывания в должности. На время выборов Великобритания делится на 646 избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена Парламента в Палату Общин. Члены Парламента избираются по системе простого большинства, которое означает, что избран тот кандидат по избирательному округу, который набрал больше других голосов.
Обсуждение и принятие законодательных актов одна из важнейших функций Парламента. Несмотря на передачу полномочий в Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию, все законы, принимаемые Парламентом в Вестминстере, действуют во всех этих трех частях Великобритании в большем или меньшем объеме. Однако они могут в рамках компетенции принимать собственные законодательные акты в собственных парламентах и ассамблеях. Тремя основными политическими партиями в Великобритании являются лейбористская партия, консервативная партия и либерально-демократическая партия.