Государство в политической системе общества

18. место и роль государства в политической системе общества. шпаргалка по теории государства и права.

Особенности развития политической системы общества

Типология политических систем — это набор общих черт, присущих определенным группам. Они классифицируют политические системы по разным причинам. 

Формирующий подход:

  • Первобытнообщинное общество (полное отсутствие классов),
  • Общество рабов (Появляются рабовладельцы и рабы. Цель этого общества — защита, укрепление и развитие собственности рабовладельцев, как инструмента их диктатуры),
  • Феодальное общество (здесь эксплуататор — феодал, владеющий землей, а эксплуатируемый слой — зависимые крестьяне).

В литературе рассматриваются следующие типы политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, тоталитарная.

Политическая система англо-американского типа (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Канада) имеет тот же тип культуры. Большинство населения в первую очередь возвышает личную свободу, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко и четко организована и устойчива.  

Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) имеет смешанную политическую культуру, то есть сосуществуют новая и старая культуры. В нем также есть множество политических партий с разными идеологиями и традициями. 

Доиндустриальная политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеет смешанную политическую культуру, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может сочетать в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этническую принадлежность. и религиозные традиции. Для этого типа политической системы характерны авторитаризм и высокий уровень насилия. 

Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т. д.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // «Российская газета» № 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. 26.04.2011) // «О политических партиях» (в ред. 26.04.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №29. — Ст. 2950.   
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // «Об общественных объединениях» (в ред. От 02.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — №21. — Ст. 1930 г.   
  4. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / Михаил Николаевич Марченко; Рец. Казимирчук В.П. и др .; МГУ им. М.В. Ломоносов. — 2-е изд., Перераб. И доп. — М .: Проспект: Т.К. Велби, 2009. — 648с.          
  5. Крыглова З.Г., Основы права: Учебник / — Издательство «Норма» 2012. — 400 с. 
  6. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юридических вузов / Исаев Игорь Андреевич. — 4-е издательство, изм. и добавить. — М .: Проспект, 2012. — 800с.    
  7. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др., Большой юридический словарь. — Москва: ОАО издательский дом «Городец» 2012 г. — 790 с.   
  8. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю., Юридическая энциклопедия — М .: Издательство «Юрайт», 2013. — 526 с.  
  9. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебник / А. Н. Головистикова; Рец. Ю. А. Дмитриев. и др. — М .: Эксмо, 205. — 254 с. — (Экзамен по схеме).     
  10. Михайлова Н. В. История отечественного государства и права. Курс лекций. Часть III. Эд. Михайлова Н.В., Москва: Авторский коллектив, 2012.    
  11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпохи цивилизаций. М., 2001. — 456 с.   
  12. Дмитриев Ю. А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2012. — 657 с.  
  13. Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Политическая система. Институциональные основы политики: Учебник — Казань. КГУ, 2012. — 22 с.  
  14. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / И.А. Иванников. — М .: Дашков и К, 2012. — 235 с.  
  15. Теория государства и права: учебник / под ред. Пиголкин А.С. — М .: ЮРАЙТ, 2015. — 598 с.   
  16. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., АСПЕКТ-ПРЕСС, 2012. — 153 с.  
  17. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М .: 2008. — 130 с.  
  18. Политическая система Истона Д., М .: Эксмо, 2014. — 158 с. 
  19. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Становление и развитие российского права. М .: Проспект, 2014. — 448 с.   

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Природный газ
  • Реферат на тему: Петр Гринев и Емельян Пугачев
  • Реферат на тему: Инклюзивное образование
  • Реферат на тему: Клещевой энцефалит
  • Реферат на тему: Техника безопасности в кабинете информатики
  • Реферат на тему: Сестринский процесс при пневмонии
  • Реферат на тему: Спорт высших достижений
  • Реферат на тему: Защита персональных данных
  • Реферат на тему: Пороки древесины
  • Реферат на тему: Издержки производства

Понятие и характеристики гражданского общества

Гражданское общество — это уровень развития общества, для которого характерно непременное соблюдение прав человека, выполнение обязанностей и ответственность членов общества за свою судьбу.    

Гражданское общество можно представить как социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как личности, независимые друг от друга и от государства. Это сфера общественных отношений, которая существует вне правил, установленных государством в различных сферах.   

Фундамент гражданского общества зависит от качества включенных в него индивидов и во многом связан с формированием идеи индивидуальной свободы и ценности каждого человека.

Возникновение гражданского общества привело к разделению прав человека и гражданина. Суть этого разделения состоит в том, что права человека должно обеспечивать гражданское общество, а права гражданина — государство. В обоих случаях речь идет о правах личности, но в первом случае — о правах человека на жизнь, свободу и так далее, а во втором — о его политических правах. Несомненно, что человек, имеющий право на самореализацию, становится важным условием существования как гражданского общества, так и прав государства.   

В основе процесса формирования гражданского общества лежит приоритет прав личности как самостоятельного субъекта.

Автономия общества — важный элемент гражданского общества, означающий независимость различных общественных организаций (экономики, профсоюзов, прессы, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений) от государства. 

Признаки гражданского общества.

Гражданское общество тесно связано и взаимодействует с верховенством права, характерными чертами которого являются:

  • Верховенство закона абсолютно во всех сферах жизни общества;
  • Разделение властей на 3 ветви (законодательная, исполнительная, судебная);
  • Ответственность человека перед государством и государства перед человеком;
  • Реальность и реализация прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защита;
  • Политический и идеологический плюрализм, суть которого заключается в свободном функционировании партий, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции Российской Федерации;
  • Наличие различных идеологических идей, течений, взглядов;
  • Соблюдение законности и порядка в обществе.

Верховенство закона — это государство, которое обслуживает потребности гражданского общества и правовой экономики, целью которого является обеспечение свободы и финансовой безопасности. 

Гражданское общество — важный элемент модернизации общества. За долгие годы реформ в России произошли существенные изменения в развитии гражданского общества. 

По мнению экспертов, для успешного построения гражданского общества в России необходимо:

  1. Институционализация российского общества (это процесс создания социальных институтов для придания устойчивости обществу в более компактной, нормативно закрепленной форме социального взаимодействия);
  2. Закон и порядок в обществе;
  3. Формирование единой системы демократических правовых норм, способных регулировать важные сферы жизни общества.

Частная собственность позволяла человеку развивать производство, способствовала созданию условий для становления гражданского общества.

Фундаментальная политическая черта гражданского общества — это верховенство закона. В духовной сфере гражданское общество постоянно стремится создать условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллектуальных способностей человека. Именно отсюда начинается возрастающее значение прав и свобод личности.  

Понятие и структура политической системы общества

Политическая система общества — это система государственных социальных институтов, выполняющих свои политические функции. В него входят такие социальные институты, как: государство, политические партии, профсоюзы и другие организации и движения. Именно власть является фактором, составляющим политическую систему. 

Государство, политические партии и общественные организации.

Характерной чертой этих институтов является их прямая ориентация на политику страны. Их суть заключается в том, что необходимо формировать и реализовывать внутреннюю и внешнюю политику на разных этапах развития общества. 

Профсоюзные, кооперативные и другие учреждения. Их цель — непосредственное участие в производственной, социальной и других сферах жизни общества. Другими словами, можно сказать, что этим институтам необходимо активно влиять на правительство.  

Организации с незначительным политическим измерением. Их цель — выполнять свои функции, исходя из личных интересов. 

Они приобретают политическую окраску как объекты сильного влияния на них со стороны государства и других политических организаций, но не как субъекты (носители политической власти).

Политическая система состоит из подсистем, которые связаны между собой и обеспечивают работу органов государственной власти. Также в юридической литературе существует классификация политических подсистем по функциональным критериям: институциональные, нормативные, коммуникативные, культурные и функциональные. 

Институциональная подсистема — это государство, политические партии, различные политические организации и отношения между ними. Здесь большое значение имеют церковь и СМИ, так как они имеют возможность существенно влиять на формирование общественного мнения. 

Нормативная подсистема — правовые, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. С их помощью политическая система влияет на деятельность институтов, поведение граждан. Эту подсистему образуют всевозможные нормы, определяющие внешнее поведение людей в политической жизни общества.  

Функциональная подсистема — это методы политической деятельности и способы осуществления политической власти. Это основа политического режима, направленная на обеспечение функционирования и защиту механизма осуществления власти. 

Коммуникативная подсистема — это все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между государственными институтами и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. В его деятельность входят каналы передачи важной информации в Правительство РФ (порядок рассмотрения дел на открытых заседаниях, тайные консультации с группами интересов и т. д.), а также в СМИ. . Таким образом, можно сделать вывод, что структура политической системы общества имеет большой объем. Его можно рассматривать с разных точек зрения, классифицировать по разным критериям. Он включает в себя большое количество участников, каждый со своими задачами и целями.  

Таким образом, можно сделать вывод, что структура политической системы общества имеет большой объем. Его можно рассматривать с разных точек зрения, классифицировать по разным критериям. Он включает в себя большое количество участников, каждый со своими задачами и целями.  

Государство как основной элемент политической системы общества

Определение 1

Политическая система общества — это совокупность различных политических институтов (государственных органов, общественных организаций, политических движений и др.), упорядоченная на основе права и других социальных норм. В рамках политической системы осуществляется политическая власть и проходит политическая жизнь.

Политическая система отражает политическую жизнь общества. Нельзя отождествлять государство с политической системой, его необходимо рассматривать, как важный составной элемент политической системы, целостный политический институт.

Государство — это сложная многофункциональная структура, характеризующаяся наивысшей концентрацией власти, способностью решать все многообразие общественных проблем. Государство обеспечивает целостность общества, является политическим центром, который притягивает все иные политические силы, выполняет задачи, важные для обеспечения оптимального функционирования какой-либо человеческой общности — охрану среды и защиту безопасности.

Как политическая сила, государство обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

  • представляет собой всех членов общества, тесно взаимосвязанных в политико-правовой сфере, независимо от возрастной, классовой, профессиональной и другой принадлежности;
  • выступает выразителем мировоззрения граждан и их общих интересов;
  • предоставляет гражданам возможность участвовать в политической жизни;
  • закрепляет в Конституции и других нормативно-правовых актах возможность для участия каждого гражданина в делах государства.

Государство должно обладать качествами, позволяющими обеспечить свободное функционирование гражданского общества, достаточные темпы научно-технического и общественного прогресса, обеспечить эффективное решение масштабных задач, высокую степень защищенности перед лицом глобальных катастроф.

Конституция РФ отражает положение о том, что государство объединяет все население страны в гражданское общество. Социальное государство обладает характерными особенностями, выполняет специальные социальные функции, направленные на защиту интересов малообеспеченных и слабозащищенных групп населения посредством реализации конституционных социальных и экономических прав и свобод граждан.

Общая характеристика политической системы общества

Существует множество определений политических систем, но для меня это считается более подходящим: политическая система — это механизм взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, группы и нации, которые осуществляют политическую власть или борются за ее осуществление в рамках закона через государство. 

Политическая система имеет ряд характерных черт:

  1. Только в рамках политической системы осуществляется политическая власть;
  2. Политическая система зависит от характера социальной среды и социально-экономической структуры общества;
  3. Политическая система имеет относительную независимость.

Основания для возникновения, функционирования и развития политической системы должны базироваться на некоторых необходимых методологических требованиях. Важно, чтобы они были объективными по отношению к системе или ее компонентам. 

Неотъемлемой частью политической системы являются:

  1. политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
  2. совокупность политических объединений (политических партий, движений, организаций);
  3. политическая деятельность, которая охватывает действия отдельных лидеров (представителей) политических партий;
  4. политическое сознание (идеология и т.п.);
  5. политические нормы и традиции (регулируют политическую жизнь страны).

Таким образом, можно сделать вывод: современный человек знает, что весь окружающий его мир состоит из множества систем. А они, в свою очередь, состоят из многофункциональных систем. На одном из этапов мирового развития создаются социальные системы (человеческие сообщества), которые в процессе своей эволюции усложняются, становятся более противоречивыми и нуждаются в изучении.   

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы

Взаимодействие государства с политическими партиями.

Взаимная деятельность партий и государства называется «партийным государством»: иными словами, это состояние, в котором доминирует одна политическая партия, диктуя свою идеологию, которая впоследствии становится государственной. Таким образом, лидер партии становится главой государства. 

Взаимодействие государства с общественными объединениями.

Национальные движения — сюда входят различные фонды, профсоюзы, соборы и другие организации. У них нет членства. У них не может быть официальных региональных отделений, от их имени действуют только органы управления (оргкомитеты, президиумы и т. д.).  

Общественные объединения — это добровольное объединение граждан, созданное на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти союзы имеют большое влияние на государственную политику, хотя их политическая деятельность не является главной целью.

Основными формами влияния общественных объединений на органы государственной власти являются: участие в выборах, представление и защита законных интересов своих членов в органах государственной власти. Участвуя в выборах, общественные объединения могут выдвигать своих кандидатов в депутаты, а также имеют возможность участвовать в формировании избирательных комиссий, проводить избирательные кампании, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты и так далее. 

Отношения между государством и профсоюзами имеют несколько иные свойства. Первоначально профсоюзы создавались как организации, чтобы выражать и защищать свои законные интересы определенных категорий рабочих в торговых организациях, а теперь профсоюзы служат для осуществления мощной экономической и политической деятельности. 

Политические системы некоторых обществ включают профсоюзы или отвергают их, придавая им другой смысл.

Взаимодействие государства с местными органами власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут быть наделены законом определенными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления. Осуществление делегированных полномочий находится под контролем государства. 

В эти органы входят как трудовые коллективы, так и их руководящие органы. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах были наделены особыми политическими функциями: выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участие в избирательных кампаниях. 

Таким образом, можно сделать вывод, что государство неразрывно и на постоянной основе взаимодействует со всеми элементами политической системы, регулируя тем самым жизнь всей страны.

Заключение

В заключение этой темы хотелось бы сказать, что многое осталось за рамками данной работы, потому что невозможно говорить о столь объемной теме в одном научном труде.

Государство стало первой политической организацией классового общества. Из истории известно, что параллельно с государством и в его рамках возникают небольшие негосударственные объединения, выражающие интересы различных слоев и классов, всех сословий и групп, которые непосредственно вовлечены в политическую жизнь общества. Государство занимает центральное место в политической и социальной жизни каждой страны.   

Таким образом, из вышесказанного можно сформулировать следующий вывод о том, что в различных сферах общества государство выступает как политическая организация и политический институт. Но невозможно придать государству какой-либо определенный политический характер, потому что в жизни государства есть не только политические, но и другие взгляды. 

Любая политическая деятельность связана с государственной властью. Особенно важно для всего общества создание четкого, постоянно работающего правового механизма осуществления государственной власти. 

Самое основное в государстве — это недоступность для объединения людей не территории, а обладания политической властью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: