Основные теории происхождения государства
Теологическая теория. Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, и сегодня она имеет своих сторонников. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по- разному. Для Ж.- Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.- Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники (Л. Гумпилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории — война и завоевание. Так, Гумпилович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумпилович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе все их земли и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Модели соотношения государства и права
Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:
- единство;
- различие;
- взаимодействие.
Единство
Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.
Взаимодействие
Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.
Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.
Воздействие государства на право
Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.
Понятие права и государства
Замечание 1
Государство — это форма организации общества, функционирования политической власти и ее взаимоотношений с индивидами-субъектами права. Субъекты права выступают носителями свобод и прав гражданина и человека.
Право — это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу граждан в их отношениях с государственной властью и друг с другом.
Понятие государства подразумевает под собой такую организацию общества и политической власти, которые призваны обеспечить равновесие коллективных и частных интересов. Понятие права представляет собой выражение консолидированной, объединенной воли и защиты интересов всех членов общества.
Государство и право в правоведении рассматриваются только во взаимосвязи. Свое историческое развитие они проходили неразрывно и совместно друг с другом. Существенным признаком этой взаимосвязи считают преобладающую роль государства над правом.
Для единства государства и права важно наличие ряда условий:
- происхождение;
- типология;
- общность исторического развития и судьбы;
- влияние уровня развития экономики;
- политическая деятельность и содержание;
- развитие культуры и некоторые другие условия.
Формы взаимодействия права и государства в разных государствах и обществах качественно отличаются и являются очень разнообразными.
В условиях советского периода в проведении господствующей идеологии утилитарная роль отдавалась праву. Жесткое государственное руководство, централизация власти обусловливали эту роль как в отношении права, так и в отношении экономической жизни общества. Господствующая идеология государства определяла развитие юридического позитивизма, который ей полностью соответствовал. Определение права, как совокупности установленных государством правовых норм, принадлежит юридическому позитивизму.
В последующем периоде развития современного общества частично изменилось как понимание права и государства, так и их роли. Формы их взаимодействия в ходе исторического развития значительно трансформировались.
Структура нормы права
Норма права состоит из трех структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза (предположение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. В гипотезе излагаются фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.
Диспозиция (распоряжение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.
Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим правила, предусмотренные диспозицией.
Популярные статьи
Борчашвили И.Ш.
Современное состояние и перспективы развития казахстанской судебно-экспертной деятельности // Право и государство. № 1(70) 2016. – С. 33-38
Курбанов Р.А.
Африканская интеграция: теоретико-правовые основы// Право и государство. № 2(71) 2016. – С. 77-81.
Биебаева А.Ә.
Заңда көзделген жазадан гөрі неғұрлым жеңiл жаза тағайындауды құқықтық реттеу: дәстүр және жаңа ұстанымдар // Право и государство. № 4(73) 2016. С. 97-101.
Попова С.М.
Современные тенденции развития международного космического права // Право и государство. № 4(73) 2016. С. 66-71.
Джекебаев У.С.
«Меновая» теория права Е.Б. Пашуканиса и проблемы пенологии // Право и государство 2017. № 1-2 (74-75). С. 92-105.
Наумов А.В.
Уголовная ответственность юридических лиц (доктринальные и правотворческие аспекты) // Право и государство 2017. № 1-2 (74-75). С. 106-118.
Честнов И.Л.
Постклассическое правопонимание: основные характеристики // Право и государство 2017. № 1-2 (74-75). С. 13-25.
Ахметов А.Т.
Автономные системы оружия летального действия: необходимость превентивного запрета // Право и государство 2020. № 1-2 (86-87). С. 93-105.
Ударцев С.Ф.
Сильное правовое государство и новые вызовы безопасности: вопросы теории // Право и государство 2018. № 1-2 (78-79). С. 4-22.
Ешниязов Н.С.
Рецензия на первый перевод на казахский язык Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 165-178.
Когамов М.Ч.
Уголовная ответственность юридических лиц: вопросы уголовно-процессуальной регламентации досудебного расследования по делам данной категории // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 15-26.
Нуртаев Р.Т.
О законодательной регламентации уголовной ответственности юридических лиц // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 4-14.
Сарсембаев М.А.
Казахстанские и международно-правовые нормы об экологически чистых транспортных средствах // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 97-110.
Нурмуханов Б.М.
Конституционный контроль по обращениям судов и участников судопроизводства // Право и государство 2021. № 2 (91). С. 6-27.
Федорченко С.Н.
Цифровые технологии в политическом процессе: новые вызовы и перспективы // Право и государство 2020. № 3-4 (88-89). С. 161-174.
Варга Ч.
Право: объект природы, предмет мысли, их корреляция? // Право и государство 2020. № 1-2 (86-87). С. 4-27.
Жумагулов М.И., Жумагулов Д.М.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в Казахстане: административно-правовые аспекты // Право и государство 2021. № 2 (91). С. 40-60.
Идрышева С.К.
О реформировании гражданского законодательства Республики Казахстан // Право и государство 2020. № 3-4 (88-89). С. 6-29.
Нурпеисов Е.К., Жусіп С.А.
Республика Алаш: де-юре и де-факто // Право и государство 2021. № 3 (92). С. 6-25.
Temirbekov J.R.
Альберт Венн Дайси және Құқық Үстемдігі // Право и государство 2021. № 1 (90). С. 6-14.
Морхат П.М.
Право на результаты интеллектуальной деятельности, произведённые юнитом искусственного интеллекта: гражданско-правовые проблемы // Право и государство 2018. № 1-2 (78-79). С. 197-203.
Понкин И.В.
Концепт глубинного государства («Deep State») // Право и государство 2019. № 3 (84). С. 43-60.
Хузин Р.Р.
Cмарт-контракт как инструмент автоматизации исполнения договорных обязательств // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 80-89.
Бегалиев Д.Т.
«Снятие корпоративного покрова»: опыт США и возможности имплементирования в законодательство Республики Казахстан // Право и государство 2019. № 1 (82). С. 57-68.
Sayapin S.
«Critical Analysis, Strict Discipline and Personal Responsibility»: Some Reflections on Strengthening the Independence of Judiciary in Central Asia // Право и государство 2019. № 3 (84). С. 18-27.
Форма государственного устройства
По формам государственного устройства государства делятся на государства, состоящие из административно-территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Такие государства называются унитарными. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеются один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований — штатов, кантонов, земель, республик и др.
В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие, как правило, свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.
Конфедерация — союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз в целях координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.
Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации политики и экономики. Координация осуществляется Советом глав государств, представленных их Президентами, Советом глав правительств, представленных их министрами, и Межпарламентской ассамблеей.
Связь права и государства в современных условиях
Связь права и государства в современных условиях развития общества является двусторонней, отличается взаимозависимостью, выражающейся в том, что государство не может существовать без права как регулятора отношений в обществе, но и право не способно функционировать без мощной машины государства.
Влияние государства на право обусловлено следующими аспектами:
- правовые нормы создает государство, сообщая им общеобязательный характер посредством своих особенностей и полномочий власти;
- обеспечение государством реализации права через организацию судебной, исполнительной власти, контрольной и надзорной деятельности;
- оказание государством идеологической поддержки праву, обязательство следовать правовым предписаниям всех граждан государства.
Влияние права на государство проявляется: в раскрытии связей между отдельными звеньями государства, его внутренней организации; в роли, которую играет государство в общественных отношениях и во внешних проявлениях государства. Право создает гарантии против концентрации государственной власти в одном из ее ветвей или органов власти, регулирует их отношения, оформляет взаимодействие между элементами государственного механизма.
Именно право определяет правовые гарантии со стороны государства, границы воздействия государства на личность, его обязанности и права, вводит его деятельность в юридические рамки.
Основные модели соотношения права и государства:
- тоталитарное соотношение, при котором государство, которое создает право, выражает в нем свою власть и волю.
- либеральное соотношение, в рамках которого именно право, как продукт естественного развития человека и общества обуславливает принимаемое государством позитивное законодательство и предопределяет деятельность государства;
- прагматическое соотношение, при котором государство формирует право и связано им в процессе своей деятельности; государство связано правом, зависит от комплекса субъективных и объективных обстоятельств, которые отображают своеобразие и особенности общественной системы.
В условиях авторитарного режима право в процессе реализации своей динамической функции сводится к предписаниям, которые прямо исходят от государства. В условиях демократического государства правовая система имеет развитый характер, что выражается в обеспечении простора для существования основы гражданского общества — его саморегулирующихся механизмов, ограждает его политический режим от господства силы и беспредела, стихийных разрушительных процессов. В демократическом обществе высокий удельный вес приобретают свободы и права человека, что неотъемлемо связано с развитием права.
Связь права и государства отражается в их функциональной взаимосвязи, ядром которой является теория функций о едином государственно-правовом воздействии в современном обществе, а функции государства и права рассматриваются обособленно.
Результатом функциональных исследований права и государства, как самостоятельных элементов, является:
- современная система охранительной и регулятивной функций права и внутренних и внешних функций государства;
- принадлежность второстепенной функции опосредования праву;
- правовые формы, как обязанность государства действовать в рамках закона и на основе права, неправовые формы осуществления функций государства.
Правовыми формами осуществления функций государства являются: правоисполнительная, правотворческая и правоохранительная.
Интеграции государства и права в современном гражданском обществе состоит в том, что их действия осуществляются сообща: государство в рамках установленных пределов производит действия на основании права, а право представляет и выражает единую волю граждан и государства.
Форма правления
По форме правления различают монархию и республику.
При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).
Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.
Признаками монархической формы правления являются:
власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.
В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.
В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.
В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).
Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).
Система права
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.
Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные. отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.
Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).
Логические приемы в методологии ТГП
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.
Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.
Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.
Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.
Понятие и признаки права, его функции
Право — это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.
Различают следующие признаки права:
1. Нормативность. Право представляет собой систему наиболее общих норм, типичных моделей поведения. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.
2.Общеобязательность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.
З.Формальный характер. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правовые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).
4.Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
5. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.
6. Государственная защита. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.
7. Системность. Право представляет собой стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Функции права — это основные направления его деятельности. Выделяют следующие функции:
- Регулятивная функция — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
- Охранительная функция — направление правового воздействия, нацеленное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.
- Воспитательная (предупредительная) — направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения.
Заключение.
Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению роли теории основных прав и обязанностей государств, нельзя отрицать, что нормы международного права, касающиеся таких принципов как независимость, суверенитет и равенство государств, по-прежнему занимают центральную роль в международном правопорядке. Такое положение, однако, не может быть обосновано их иерархическим статусом, но, скорее, должно объясняться из-за особого содержания рассматриваемых прав и обязанностей. По сути, основные права и обязанности государств по-прежнему имеют решающее значение для функционирования международного правопорядка, поскольку они обеспечивают набор основных обязательств, которые поддерживают мирное сосуществование независимых и суверенных государств.