Правовое регулирование и его механизм

Правовое регулирование

Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования отражает динамичную сторону правовой реальности, позволяет увидеть процесс взаимодействия всех правовых явлений в процессе реального функционирования норм права, что помогает более полно и точно определить реальные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами, значимость для решения тех или иных задач и достижения определенных целей. Механизм правового регулирования также позволяет увидеть деятельную сторону процесса перевода абстрактных норм права в упорядоченные общественные отношения. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из нескольких стадий.

Самой первой стадией является стадия создания юридических норм государством (стадия нормативной регламентации), в рамках которой устанавливаются социально полезные цели, выявляются наиболее эффективные правовые средства, способные обеспечить их достижение, выстраивается вся последовательность предстоящего регулирования тех или иных общественных отношений. Создаваемая на этой стадии норма права не только формулирует правило поведения, но и ориентирует субъектов на конкретные цели, задачи, реализуемые в рамках формируемого механизма правового регулирования. В рамках данной стадии важнейшее значение приобретает профессионализм правотворческого органа, выражающийся в первую очередь в выполнении им представительских функций, знании правовой материи, практике реализации соответствующих общественных и правовых отношений, высоком уровне правосознания и правовой культуры.

На второй стадии, стадии возникновения правовых отношений, происходит индивидуальная регламентация общей, абстрактной нормы права. Сталкиваясь с конкретными общественными отношениями, урегулированными нормами права, субъекты определяют свое поведение в рамках установленных нормой абстрактных прав и обязанностей, т.е. переводят нормы права в практическую сферу. Появляющиеся на этой стадии правовые отношения устанавливают конкретную юридическую связь между субъектами посредством определения субъективных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей, соответственно, определяются особенности будущих отношений сторон, пути и способы достижения тех или иных благ. Норма права в этой стадии становится уже опорной точкой формирования у субъектов определенного правового сознания, формирования собственной правовой позиции в рамках складывающихся отношений, установки конкретного поведения.

Третья стадия, стадия реализации прав и обязанностей, представляет собой осуществление сформированных правовых отношений в фактическом юридически значимом поведении субъектов права. Именно на этой стадии достигаются цели правового регулирования благодаря правореализационным действиям в форме соблюдения, исполнения, использования, иногда применения, а также обеспечивается удовлетворение интересов субъектов права, достижение социально полезных целей.

Конечно, не всегда субъекты следуют действующим нормам права, иногда нарушают их, несмотря на достигнутый в рамках правоотношений баланс прав и обязанностей. В этих ситуациях государство активно вмешивается в складывающиеся правовые отношения, пресекает правонарушения и наказывает виновных.

В связи с тем, что сама реализация норм права носит исключительно правомерный характер, можно сказать, что охранительные отношения, возникающие в связи с совершением субъектами правонарушений, являются четвертой стадией механизма правового регулирования.

Соответственно, механизм правового регулирования позволяет выстраивать всю цепочку юридически значимых событий на пути продвижения общества к социально полезных целям, выявлять слабые звенья этой цепи и комплексно реагировать на появляющиеся проблемы, локализуя в первую очередь их причины.

Основные способы правового регулирования

Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.

Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.

Виды и стадии правового регулирования

Виды правового регулирования:

  • правоприменительное регулирование, осуществляемое государственными юрисдикционными, распорядительными органами и уполномоченными общественными организациями;
  • автономное регулирование, осуществляемое организациями и гражданами самостоятельно, независимо от государства, включающее определение ими взаимных субъективных прав и обязанностей.

При любом нормативном или властном индивидуальном решение юридического характера присутствует правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование направлено на определение модели поведения субъектов посредством субъективных обязанностей, прав, запретов, установление их правового положения.

В правоведении нет однозначного определения сколько и какие стадии проходит в своем развитии правовое регулирование.

Одна группа исследователей считает, что правовое регулирование проходит следующие стадии развития:

  • регламентация общественных отношений;
  • действия юридических норм.

Регламентация общественных отношений предполагает урегулирование определенных областей общественных отношений с помощью права, осуществляемое посредством закрепления круга общественных отношений в юридических нормах, в определении субъектов права, их обязанностей, прав, свобод, установлении за их нарушение определенных видов ответственности.

Действие юридических норм проявляется в реализации правовых норм, действующих в рамках закона.

Вторая группа исследователей указывает, что правовое регулирование включает три основных этапа:

  • формирование и действие правовых норм;
  • возникновение правоотношений или субъективных прав и обязанностей;
  • реализация прав и юридических обязанностей.

Обязательным самостоятельным этапом правового регулирования является стадия возникновения прав и обязанностей, то есть правоотношений, в ходе которых происходит индивидуализация положений правовой нормы применительно к конкретной жизненной ситуации посредством формирования образной модели поведения субъектов правоотношения.

Между правовым воздействием на общественные отношения и результатом правового воздействия (актами реализации права) существует тесная связь. Разница в существующих мнениях определена необходимостью выделения стадии возникновения правоотношений в качестве самостоятельного этапа правового регулирования.

Изменение правоотношений, их развитие начинается с наступления юридического факта, когда правоотношение складывается в виде взаимной индивидуализированной юридической связи субъектов, образной модели поведения, которая осуществляется посредством определенных обязанностей и прав. Правоотношения, находящиеся на этом этапе развития, обладают самостоятельной социальной ценностью. На следующих этапах развития, когда права и обязанности начинают проявляться в поведении субъектов, правоотношения оформляются в объективно конкретные общественные отношения и наполняются реальным живым содержанием.

При определенных обстоятельствах правовое отношение может остаться образной моделью поведения, «застыть» в идеальной фазе существования. Это происходит, если его участники, обладающие юридическими обязанностями и субъективными правами, не сделают для их реализации никаких фактических действий.

Пятая стадия

Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.

Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.

Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.

Основные стадии действия механизма правового регулирования

Замечание 1

Стадиями действия механизма правового регулирования называют этапы, которые необходимы для перехода нормативности права к урегулированию общественных отношений. Их содержание, а также количество могут зависеть от введенных структурных элементов и очередности привлечения к правовому регулированию. Стадии делятся на обязательные (которые все время заняты в процессе правового регулирования) и факультативные (потребность в которых возникает только тогда, когда необходимо урегулировать определенные общественные отношения). Такое разделение способно отражать различные проявления, которые оказывают действия права в сторону общественных отношений на различных стадиях его реализации.

Обязательные стадии включают в себя три этапа:

  1. Механизм по созданию норм права. Этап начинается с правового упорядочивания общественных отношений. На данном этапе в разных правовых формах (например, нормативно-правовые акты, правовые прецеденты, нормативно-правовые договора) устанавливается содержание, а также определяются границы поведения субъекта, обстоятельства образования обязанностей, ответственности, прав и полномочий. Таким образом, происходит формирование нормативно правовой базы механизма правового регулирования
  2. Механизм правовых норм действующих в виде правоотношений. Этап начинается в момент появления юридических обязанностей, а также субъективных прав в случае введения субъектов права в правовые отношения. Главным условием данного этапа является юридический факт. С данным фактом или системой фактов нормы права связывают юридические последствия. Обеспечивается уточнение общих моделей отношений, которые изложены в юридических нормах.
  3. Механизм реализации права. На данном этапе происходит реализация, а также исполнение юридических обязанностей и субъективных прав. Этот этап является завершающим, в том случае если вступление в правовые отношения происходит по обоюдному желанию участников. А также если нет нужды в принятии акта использования норм права конкретными государственными органами.

Факультативные стадии по применению норм права, может возникнуть если: обеспечительным фактором по реализации юридических обязанностей, прав участниками правовых отношений выступает правоприменительная деятельность (например, начисление пенсии производится учреждением социального обеспечения, которое основывается на общие юридические нормы); вступление в правовые отношения произошло на основании правоприменительного акта, без желания и воли участников (например, взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей по решению суда); возникла необходимость использования санкции правовой нормы, а также возложение юридической ответственности (например, механизм государственного принуждения).

Применение норм права наступает тогда, когда необходимо их реализовать в форме правоотношений. Однако применение норм права может предшествовать стадии возникновения правовых отношений определенного типа. Данная стадия может выражаться в опосредованной деятельности уполномоченных органов в том случае, если субъект права вступает с ними в правовые отношения, требование которых является составление правоприменительного акта. На основании данного акта за участниками регулируемых отношений закрепляются определенные юридические обязанности, а также субъективные права.

Методы

Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.

Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.

Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.

Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: