Прагматическая концепция истины
С точки зрения польского логика и философа К. Адучевича, все так называемые неклассические истины воспринимают сущность истины не в соответствии с действительностью, а в соответствии с конечным критерием. Прагматизм приходит к концепции истины как полезности на основе следующего аргумента: … наши убеждения не независимы от нашей практики. Наши убеждения влияют на наши действия, задают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели.
Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Другими словами, нельзя утверждать, что знание со свойствами полезности также оказывается соответствующим реальности. Единственное, что может констатировать человек, это несоответствие знаний действительности, но эффективность, практическая полезность знаний. Именно полезность — главная ценность человеческого знания, которое заслуживает называться истинным.
В настоящее время существуют теории, которые можно рассматривать как продолжение и развитие прагматизма, например, рационализма. Его главная проблема — ценности. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. Из выводов, вытекающих из операционализма Бриджмена, можно судить о том, что прагматическая концепция привнесла в науку. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неверна, поскольку использует неоперационные концепции. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют важную роль в современной физике.
Прагматизм, обещавший сделать науку более реалистичной, оказывается концепцией, представляющей для нее серьезную угрозу.
Понятие истины
Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.
Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта.
Свойства истины:
- Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта.
- Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу.
- Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
| Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей. |
Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение.
Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?
Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины.
Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.
↑ Понятие «истина». Виды истины.
Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.
Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.
Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).
Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.
Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.
Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.
Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).
Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.
Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.
Различают абсолютную и относительную истину.
Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)
Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).
Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:
1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;
2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.
Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Истина и её критерии
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.
Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.
Логичность.
Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.
В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.
Список литературы
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М .: Эра, 2000
- Блинов А.Л. Аналитическая философия. Уфа: Гилем, 2009
- Вахтомин Н.К. Теория научного познания Иммануила Канта. М .: Наука, 1991
- Данилян О.Г. Философия. М .: ЭКСМО, 2007
- Жариков Е.С. Научный поиск. Логика научного исследования. М .: Инфра-М, 2003
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 50 томах, т. 18.М .: Издательство политической литературы, 1970.
- Мамардашвили М.К. Стрела знаний. М .: Гнозис, 1991
- Микешина Л.А. Новые образы знания и действительности. М .: РОСПЭН, 192
- Рабиндранат Тагор. Стихи. Рассказы. Гора. М .: Художественная литература, 1987
- Реферат на тему: Всестороннее изучение этических воззрений
- Реферат на тему: Объективность в современных финансах
- Реферат на тему: Познание, его основные ступени и элементы
- Реферат на тему: Декарт об идеях в сознании человека
- Реферат на тему: Религиозная философия Г. Марселя
- Реферат на тему: Фантастика и научно-технический прогресс
- Реферат на тему: Эмпиризм и ассоцианизм
- Реферат на тему: Общая характеристика философии Платона
- Реферат на тему: Управление как наука и искусство
- Реферат на тему: Рационализм и проблема бюрократизма в финансовой экономике
- Реферат на тему: Идеалы и нормы научного исследования
- Реферат на тему: Гуманизм эпохи Возрождения. Основные идеи и основные представители
Заблуждение и ложь
Все мы когда-либо заблуждались.
Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий.
Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.
Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.
Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.
Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались.
| Чем отличается заблуждение от лжи? Ложь — это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности. |
Понятие и теории истины в философии
Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.
Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.
Определение 1
Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.
Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:
- когерентный,
- прагматический,
- конвенциалистский,
- семантический и т. д.
Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.
Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.
Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.
Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.
Проблема истины в философии: концепции истины
Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Но истина — это не только конечная цель человеческого познания, но и предмет исследования в философии.
Истина тесно связана с сущностью философии как науки — она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.
Получается, истина не одна, а их несколько?
Почти что так. Истина — это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.
Проблема истины в философии — это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного.
Концепции истины в философии:
- Классическая: истина — это соответствие теории и действительности.
- Когерентная: истина — это согласованность, последовательность знаний.
- Прагматическая: истина — это практически полезное знание.
- Конвенциональная: истина — это высшая точка соглашения.
Критерии истины в философии
Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.
Критерии истины:
Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.
Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.
Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.
Конвенциональная: всеобщее согласование истин.
Относительная и абсолютная истина в философии
Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.
Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).
Относительная истина — это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.
К примеру:
- Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;
- Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависит от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.
Концептуальные модели современного понимания истины
Определение 1. Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.
Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины.
Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е.
непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.
Замечание 1. Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:
- классическая,
- априористская,
- прагматическая,
- экзистенциальная,
- когерентная,
- конвенциональная,
- диалектико-материалистическая.
Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью.
Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность.
Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:
- проблему действительности,
- проблему познания,
- проблему соответствия.
Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе.
Истина: критерии, структура, формы познания
Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии
Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.
Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.
Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.
- Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
- Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
- Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
- Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
- Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.
Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.
Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.
СТРУКТУРА ИСТИНЫ
Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.
В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.
Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.
- Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
- Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
- Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ
Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.
- Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
- Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
- Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).
Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Виды истины — абсолютная и относительная
Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.
Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
Примеры абсолютной истины:
Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
Примеры относительно истинных знаний:
Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.
Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина
Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца
Частный случай субъективной истины – это правда.
Понятия истины, правды и заблуждения
Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.
Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.
Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).





























