Критерии научности (логические, эмпирические, другие). идеалы и нормы научности

Критерии научности (логические, эмпирические, другие). идеалы и нормы научности

Введение

В современную эпоху наука становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, втягивает в себя все больше интеллектуальных и материальных ресурсов общества и оказывает возрастающее воздействие на производство и другие сферы общественной жизни. В этих условиях рациональное использование научного потенциала страны, повышение эффективности науки приобретает существенное значение. К числу важных особенностей современного научного знания, формирующегося под влиянием НТР, относится ускорение, темпов развития науки и внедрения ее достижений в практику. Это ставит перед учеными новые логико-гносеологические и методологические задачи. Требуется систематизированная картина развития науки и ее социально-экономических последствий, без которой в настоящее время невозможно обоснование решений стратегического характера, составляющих основу долгосрочных научно-технических программ общества. Превращение. научного знания в универсальную практическую силу ориентирует ученых на всестороннее исследование специфики знания.

Одна из особенностей развития науки — постоянная потребность в методологическом осмыслении ее собственных задач и достижений, а также, форм и средств познания, различных видов и уровней научной деятельности. В нашей стране и за рубежом постоянно растет фронт исследований, предметом которых является сама наука как единая система знания и деятельности. В этом процессе участвуют исследователи различных: специальностей, в частности, философы, науковеды, социологи, экономисты, логики, математики, филологи, лингеисты и другие.

Научное знание — продукт длительного исторического развития в ходе которого оно формируется и изменяется под воздействием социально-экономических и культурно-исторических факторов. Наука тоже изменила свой облик — теперь в ее рядах миллионы ученых, научных работников, инженеров и вспомогательного персонала, что приводит к резкому возрастанию научных результатов, которые удваиваются за каждые; 10-15 лет. Это явление, видимо, нужно рассматривать не только с точки зрения количественных изменений, но как новый качественный этап развития науки и ее информационной сферы, он характеризуется как: существенными достижениями, так и определенными издержками. Особо следует отметить, что незнание философско-методологических принципов исследования и критериев научности может приводить к неправильной оценке познавательных результатов. Поэтому ключевой задачей современной методологии науки является разработка принципов оценки познавательных, результатов и способов их включения в науку. Вопрос о критериях научности равно как ж проблема выбора направления научно-теоретического развития сегодня приобрели исключительную теоретическую и прикладную значимость.

Актуальность проблемы критериев научности определяется ее методологическим и мировоззренческим значением и тем, что в условиях обострения противоборства двух мировых социальных систем она стала ареной борьбы марксистской и буржуазной философии. Это показал, в частности, ХУ1 Всемирный философский конгресс (Дюссельдорф, август-сентябрь 1978 г.) и УТГ Международный конгресс по логике, методологии и философии науки (июль 1983 г.).

Целью данной работы является рассмотрение критериев научности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Ознакомится с понятиями «наука» и «ненаука».
  2. Рассмотреть существующие критерии научности.
  3. Исследовать проблемы границ научного метода и научности

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

  • научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
  • эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

  • наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
  • эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
  • измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
  • классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
  • систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
  • описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
  • сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

Методы теоретического научного познания:

  • единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
  • восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
  • формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
  • математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.

Главная суть критерия фальсифицируемости

Основной идеей критерия Поппера была возможность вывести научные теории из категории очевидного предположения и описания, в категории проверяемых по средством опытов и экспериментов.  Главная суть критерия заключается в том, что если научная теория не может быть подвержена эксперименту или опыту, то она является неопровержимой и соответственно, не научной.

Главными принципами критерия Поппера являются следующие критерии:

Фальсифицируемость. Научное утверждение в обязательном порядке должно подвергаться опровержению.

Для проверки научной теории необходимо создать условия для проведения реального опыта, который позволит проверить её научность. В некоторых трудах достаточно предположения о том, что эмпирические исследования могут быть проведены, даже если в реальности они еще небыли реализованы.

  • Построен данный критерий фальсификации не на нахождении подтверждающих фактов того или иного утверждения, а на его опровержении. Это один из главных принципов критерия фальсифицируемости. Только доказав опровержимость гипотезы, её можно отнести к научным. 
  • Данный критерий позволяет определить только тот факт, что теория является научной или нет, об истинности и её возможной реализации, критерий ничего сказать не сможет. Иными словами, если есть необходимость определить некое утверждение, которое претендует на звание научного, его необходимо проверить по принципу критерия Поппера.
  • Для глубоких научных исследований использования одного критерия фальсифицируемости недостаточно, он является необходимой частью и обязательным условием в ходе проверки научной теории.

Возможно, у кого – то возникнет вопрос, а что, собственно, дает людям этот критерий Поппера и где его можно применять?


Фото автора Polina Tankilevitch: Pexels

На самом деле, именно благодаря ему, люди получили возможность уйти от заблуждений и не поддаваться предрассудкам в ходе научных трудов и поисков истинных знаний

Также многие работы базируются и опираются на ранее выдвинутые теории, так что очень важно, чтобы они были научными и подвергались опровержениям

Данный критерий подвергался критике, и не раз его пытались оспорить великие умы, но, к счастью, принцип фальсификации все же смог устоять и был принят в научный мир. Использование критерия Поппера широко применимо в научных трудах, но он и не стал обязательным, так как существует еще ряд доказательных доктрин.

Сам К.Р. Поппер говорил о том, что для проведения эксперимента на тему фальсификации гипотезы, необходимо подготовить базу знаний на основе, которых и будет проводиться работа. Истинность эмпирического базиса должна быть доказуемой и неоднократно подтверждена на достоверность. Только чистый и истинный набор знаний позволит грамотно проверить гипотезу на фальсификацию.

Если ты столкнулась, например, с высказыванием, что: «Все люди рождаются с определенным темпераментом» или «Комплекс неполноценности не позволяет человеку в полной мере раскрыть свой потенциал», то ты уже знаешь, что это утверждение базируется на знаниях Психоанализа, который является наукой.


Фото взято из открытых источников

Получается, что у такого утверждения уже есть подтвержденные научные знания и они разрешают, при необходимости, опираться на них в ходе эмпирического исследования.

Похожие материалы

  • Проблема определения истины
  • Особенности научного познания
  • Критерии технической рациональности
  • К проблеме истины в преподавании философии
  • Концептуальный модус исторической истины

На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

Выделяют четыре основных критерия научного знания. Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики .

Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. В философии они присутствуют в виде норм и идеалов научного познания, а также в виде научной картины мира .

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники .

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями. В ряде случае имеет место абсолютизация этого критерия, что приводит к традиционалистской парадигме .

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся. Критичность позволяет избегать догм, придерживаться поливариативности научного познания .

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения. При этом не нужно забывать о субъективном компоненте в знаниях, что позволяет характеризовать научное знание как единство объективного и субъективного .

Важность терминов

Как мы уже упомянули выше, некоторые исследователи считают размытость терминов и определений одним из признаков лженауки. Почему научный метод немыслим без чётких определений терминов? Дело в том, что, если мы не определимся со значениями терминов, вся последующая работа – формулирование гипотез, постановка экспериментов – будет бессмысленна из-за разных вариантов трактовки. Фиксация определений помогает избежать ситуации, когда утверждающий после экспериментальной проверки меняет смысл своего утверждения, чтобы избежать признания своей неправоты, и тем самым вводит в заблуждение всех окружающих, вместо получения знания.

Допустим, кто-то утверждает, что если избавиться от государства, то это приведёт к росту уровня жизни, а эксперимент показал, что избавление от государства приводит к прямо противоположному эффекту – в этом случае утверждающий может заявить, что под государством он имел в виду другое, либо что он имел в виду не быстро избавиться, а постепенно, либо что он имел в виду оставить только самые необходимые институты государства, избавившись от остальных. В этом случае эксперимент по избавлению от государства окажется бессмысленным – и неправота утверждающего не доказана, и впустую потрачены силы и ресурсы. Поэтому в научном методе чёткие определения терминов абсолютно необходимы.

Практическая значимость

Практическая
значимость – это прагматическая ценность
исследования. Здесь уже недостаточно
попасть на страницы отраслевой литературы.
Практическая значимость работы означает,
что ее результаты можно использовать
на практике.

Понимание
прагматической ценности отличается
для технических, естественных и
гуманитарных наук. Первые и вторые, как
правило, имеют прикладной характер, и
результаты исследований проще реализовать.
Иногда для подтверждения практической
значимости работы достаточно приложить
акт внедрения.

В гуманитарных
науках прагматическая ценность не так
очевидна. Она может заключаться в:

  • более
    удобной систематизации знаний;
  • предложении
    новых методов гуманитарного исследования;
  • применении
    выводов для разработки новых концепций;
  • возможности
    использования результатов для повышения
    эффективности преподавания соответствующей
    дисциплины.

Отличается
и масштаб практической значимости. В
курсовой или дипломной работе студента
она может отсутствовать вовсе или
сводиться к пользе для единственного
предприятия, на котором автор проходил
практику и получил необходимые материалы.

В статьях
и диссертациях прагматическая ценность
должна распространяться более широко
– на всю отрасль или сферу жизни общества.

Структура научного знания

В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:

  • проблема — компонент, содержанием которого является то, что не познано человеком, но то что предстоит познать;
  • гипотеза — предположение, сформулированное на основе фактов, истинное определение которого требует проверки, обоснования и доказательства;
  • теория — самая сложная и развитая форма, отображающая целостность закономерных связей определенной области действительности;
  • закон — научные принципы, основанные на повторяющихся закономерностях развития явлений и процессов.

Методы теоретического знания:

  • аксиоматизация — выстраивание научной теории на основе аксиом и исходных утверждений, из которых логически выводятся положения этой теории;
  • формализация — отображение знания через построение абстрактных моделей в виде знаков и формул, необходимых для объяснения или уточнения конкретного научного понятия;
  • гипотетико-дедуктивный метод — создание целостной системы, состоящей из дедуктивно связанных между собой гипотез, на основе которых можно обосновать эмпирические факты.

Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом.  Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.

Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.

Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.

Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным.

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания:

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное.

Теоретический уровень научного познания

Определение 2

Теоретический уровень научного познания – это вид знания, который представлен различными видами и методами познавательной деятельности, способами организации знания, характеризующиеся определённой степенью опосредованности и обеспечению создания, построения и разработке научной теории, которая представлена логикой организованного знания об объективных законах и иных существенных – общих и необходимых – связях и отношениях в объективном мире.

Теоретический уровень научного познания включает в себя теоретические концепции, научные абстракции, идеализации и умственные модели. Более того, в него входят научные законы и их различные формулировки, научные идеи и гипотезы, различные методы оперирования с научными абстракциями и построением теорий, логических средств.

Отметим, что различие данных уровней носит весьма относительный характер: ни один вид эмпирической деятельности не представляется возможным без его теоретического осмысления и без сопутствующих понятий, гипотез и теорий. И наоборот, всякая теория, даже самого абстрактного вида, в любом случает опирается на практическое знание, эмпирические данные и основана на объективной реальности, опосредованная той же практикой, таким образом, обращена к эмпирическим данным.

Следует сказать, что всякое утверждение или положение может быть эмпирическим и теоретическим, это напрямую зависит от того, каким путём оно получено.

Пример 1

Допустим, на основании опытов Майкельсона-Морли, существует положение, что скорость света равна во всех движущихся относительно друг друга системах, более того, она не находится в прямой зависимости от их относительного движения. Таким образом, можно утверждать, что это знание приобретает очертания обобщения эмпирических данных и одновременно с указанными данными и способами их получения включается в эмпирический уровень.

Важно отметить, что такое же утверждение может играть роль одного из правил частной теории относительности. В таком случае оно представляет собой теоретическое знание, которое является следствием, из которого оно же и вытекает. Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Противопоставление эмпирического и теоретического уровней познания носит относительный характер. Посредством её выражается глубокая внутренняя связь, которая существует в объективном мире между единичным и общим, явлением и сущностью

При этом важно понимать, что различение жизненно необходимо, поскольку любой исследователь принимает во внимание свой путь, по которому он движется в научном познании и какая у него конечная цель. Это помогает правильно выстроить последовательность всех действий и шагов на пути к получению знания. Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда

Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда

Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда.

Заключение

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

При рассмотрении идеалов и норм науки, а также критериев научности следуют исходить из понимания генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры — производства объективных и истинных знаний о мире. Такие идеалы науки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота и открытость научного знания, сформированы в ходе исторического развития.

Принцип фальсификации Поппера имеет широкое и принципиальное значение. Принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного познания, по Попперу, не следует представлять как прогрессивный, «кумулятивный» процесс, т.е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно проходит процесс перестроек теории. Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внес профессор Т. Кун. Он считает, что не следует представлять науку как собрание истинных и ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам – законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируют их взаимоотношения руг с другом и обществом, в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что тема «критерии научности» довольно актуальна и на сегодняшний день. В наш век технического прогресса и интернета находятся в свободном пользовании огромные объёмы информации, но, к сожалению, не вся представленная информация несет в себе научную ценность.

Список источников

1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2004. См. гл. 2.
2. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.
3. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания.
4. Петров Ю.А. Логика и методология научного познания. М., 1982.
5. Петров Ю.А. Теория познания. М.,1988.
6. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1989.
7. Д.А.Гусев. Концепции современного естествознания. Учебный курс (учебно-методический комплекс).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: