Что такое конфликт: понятие, классификация, стадии

Конфликтная ситуация

Понятие конфликта, его объект и предмет

Наиболее точное определение конфликта может дать наука конфликтология, которая занимается изучением этого явления. Учёные утверждают, что конфликт – это необычное взаимодействие, возникающее между индивидами или группами людей в результате расхождения их позиций или взглядов. Противостоящими сторонами могут быть не только люди, но и животные или технические структуры (системы).

В переводе с латыни «conflictus» – «столкнувшийся», краткое определение конфликта – это столкновение и противоборство на базе противоречий, сопровождающиеся негативными эмоциями.

Не бывает конфликта без причины. Объект конфликта – это движущая сила и мотивация (причина), способствующая разрастанию инцидента.

Объект конфликта

Можно выделить три основные группы объектов конфликта:

  • объекты, неделимые на части и не предоставляющие возможности совместного владения ими;
  • объекты, допускающие деление в определённых пропорциях среди нескольких участников разногласия;
  • объекты, позволяющие вступать в совместное обладание.

Что касается третьей группы, то такие конфликты принято считать «мнимыми», но они существуют.

Кроме понятия «объект конфликта», конфликтологи оперируют ещё таким понятием, как «предмет конфликта». Если рассматривать структуру конфликта, то предмет конфликта – это конкретная проблема или та, которую позволяют себе воображать участники раздора.

Предмет разногласий

Разница между предметом и объектом

Существует взаимосвязь между этими двумя понятиями. Одни исследователи в этой области предпочитают одно определение, другие – другое.

Важно! В основе предмета конфликта лежит то, ради чего участники затевают междоусобицу, пытаясь решить проблему в свою пользу. Поиск «зерна раздора» является основной задачей при попытке разрешить разногласия

Проще говоря, разница заключается в следующем:

  • предмет конфликта – это нематериальная проблема, возможно даже воображаемая, которая служит поводом для разногласий;
  • объект конфликта – это элемент из материального мира (предмет, духовная ценность).

В качестве примера предмета разногласий могут быть семейные ссоры, длящиеся годами, или межнациональные конфликты.

Примером объекта конфликта может служить спор двух парней из-за красивой девушки или границы (межи) между соседними дачными участками.

Предмет и объект инцидента

Основные «симптомы» развития конфликтной ситуации в семье

Первые признаки конфликта зачастую остаются скрытыми до пикового момента. Как же понять, что необходимо предпринимать какие-либо усилия для предотвращения конфликтной ситуации?

Ни одна конфронтация не возникает беспочвенно. Понятие конфликта подразумевает наличие определенных предпосылок: частых споров, непонимания, молчания и неумения правильно строить диалог. Пример: супруг вернулся с работы расстроенным, нуждающимся в поддержке. А жена, в свою очередь, подумала, что он устал и не «достает» его разговорами, хотя ему сейчас просто необходим диалог с ней. Постепенно недомолвки наслаиваются друг на друга, и между партнерами возникает незримая пропасть, а позже проявляются признаки конфликта:

  • Напряженность в общении.
  • Резкая реакция на любой раздражитель.
  • Попытки вызвать партнера на разговор заканчиваются его уходом в себя.
  • Отстраненность от происходящего вокруг.

В итоге из-за своевременно не решенных вопросов в семье образуется конфликтная ситуация, для благополучного разрешения которой обе стороны должны приложить максимум усилий.

Что еще нужно знать о конфликтах

Все люди периодически оказываются втянутыми в конфликты. Когда человеку хочется достичь каких-либо высот, он зачастую попадает в конфликтные ситуации.

В результате цель, к которой он стремился, оказывается трудновыполнимой. Интересен факт, что индивид начинает винить в собственных бедах других, а не себя.

В свою очередь окружающие вправе полагать, что человек сам виновен в собственных неудачах. Таким образом может возникнуть один из видов конфликта, о котором говорилось выше. При этом стоит учитывать, что человек по своей натуре может быть скептиком или просто негативно относиться к окружению.

Если человек не сможет научиться подавлять в себе конфликтность с социумом, тогда ему придется часто выяснять отношения со своими оппонентами. Как говорилось выше, было бы неправильно относиться к любому инциденту отрицательно. Иногда конфликты способны побудить человека измениться в лучшую сторону.

Важно уметь предугадывать возможные конфликтные ситуации и уметь избегать ненужных споров или бессмысленных дискуссий. Во многом это зависит от того, насколько человек способен культурно общаться, находить компромисс, владеть собой и уважать собеседника, каким бы он ни был

Если вы попали в трудную ситуацию, главное – держать под контролем свои эмоции и придерживаться общепринятых правил этикета. Само собой разумеется, это весьма непросто, однако только так, можно выйти победителем практически из любой конфликтной ситуации.

Надеемся, что эта статья поможет вам избежать многих потенциальных конфликтов, а в случае их возникновения – научит выходить из них в конструктивном русле.

Если же вам нравятся интересные факты вообще и психология в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Как выработать правильную модель поведения

Основная проблема, которая усугубляет любой конфликт, — это эмоции. Чаще всего мы чувствуем гнев и негодование (из-за того, что наши интересы затронуты), обиду (из-за того, что на нас нападают), вину (потому что допустили подобную ситуацию) и другие негативные эмоции. Это вынуждает нас защищаться и нападать в ответ или вообще избегать любых конфликтов.

Однако прямая конфронтация и избегание приводят к усилению противоречий. Чтобы изменить привычный паттерн поведения, нужно выработать новые привычки. Какие именно?

  1. Анализировать ситуацию. Подумайте, какой вклад в развитие конфликта сделали вы и что именно к нему привело. Только не нужно брать на себя больше ответственности, чем она есть.
  2. Анализировать свои эмоции. Постарайтесь понять, что именно вы сейчас чувствуете и почему. Также проанализируйте, как эти эмоции влияют на ваше состояние.
  3. Расширять зону комфорта. Чем уже наша зона комфорта, тем трепетнее мы относимся к нашим границам и их нарушению. Чем шире мы смотрим на мир, тем проще нам принять точку зрения другого, а значит, и погасить конфликт до его появления.
  4. Договариваться. Идти на уступки — сложно. Нам кажется, что это проявление слабости. Но на самом деле только сильный человек может уступить другому. При этом не стоит забывать и о своих интересах.
  5. Отстаивать свои интересы. Для этого нужно понимать, чего мы хотим и для чего нам это нужно, научиться стоять на своем и иметь четкую жизненную позицию.
  6. Говорить о себе. Когда мы говорим о других, это выглядит как агрессия и нападение, поэтому человек начинает защищаться. Лучше использовать Я-сообщения и говорить о своих эмоциях. Назовите свои чувства и постарайтесь объяснить, почему испытываете их.

Определение модели поведения в конфликте зависит от причины конфликта, поведения второй стороны, интересов, которые он затрагивает, и рисков, которые он несет. При этом не стоит подавлять эмоции. Такое подавление приведет к взрыву и усилению конфликта. Лучше проговаривать чувства и проживать их экологичным способом.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается изменить привычное поведение в конфликте. Наши психологи дистанционно помогут понять, почему вы выбрали именно этот паттерн, и дадут рекомендации по его изменению. Консультации проводятся в удобное для вас время.

Структура конфликта

Структура конфликта в себя включает участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотив конфликта и позицию конфликтующих сторон.

  1. Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживают конфликтующих. Также они называются субъектами конфликта.

    Участники конфликта могут обозначаться в терминах ролевых позиций, в рамках которых в данной ситуации осуществляется взаимодействие их («начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы и дети»). Переход конфликтующих сторон непосредственно к конфликтным взаимодействиям начинается с действий одного из них, а участник конфликта, который проявляет инициативу, является инициатором конфликта.

  2. Предмет противостояния – это собственно то, из-за чего конфликт возникает. Предметы конфликтов отличаются многообразием, охватывают большую часть сфер человеческой деятельности: экономика, семья, идеология, образование, быт. Предмет конфликта сам по себе может быть четким или нечетким (размытым). Предметом конфликта может стать конкретные объекты, конкретные возможности, или какое — либо ценностное утверждение, мнение другого исключающее, а также соблюдение или несоблюдение определенных правил.

  3. Образ конфликтной ситуации представляет собой отображение предмета конфликта в сознании субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация – это те накопившиеся противоречия, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для начала реального противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации среди участников конфликта обычно не совпадает. На развитие конфликтной ситуации могут влиять такие факторы, как:

    • социокультурные факторы, включающие культурные формы разрешения и протекания конфликтов;

    • ситуационные факторы, определяющие направленность конфликта на смягчение или ужесточение, которые учитывают и собственные характеристики участников, и действие третьей силы.

  4. Мотивы конфликта представляют собой внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов взаимодействия к конфликту (мотив выступает в форме потребности, интереса, цели, идеала, суждения).

  5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем участники конфликта заявляют друг другу в процессе конфликтного взаимодействия.

Ранги субъектов конфликта

Существуют три ранга, по которым характеризуют субъектов инцидента. К ним относятся такие типы, как:

  • первый – частные лица;
  • второй – группы или социальные объединения;
  • третий – общественные союзы и организации.

Наивысшим рангом обладают госструктуры, представляющие закон.


Ранги объектов конфликта

Конфликты не всегда имеют деструктивный характер. Позитивная нота присутствует во всех противостояниях. Инциденты позволяют узнать расстановку сил в обществе, определить и вскрыть проблемные темы. Конфликтная ситуация – это импульс для дальнейшего формирования общества. Выяснение межличностных отношений – шаг к следующей ступени их развития.

Виды и типы конфликтных ситуаций в деловой среде

Наиболее распространенными являются столкновения интересов в организованных группах, а именно в коллективах рабочих, среди учителей в школах, в организациях, собранных из индивидуумов различной этнической принадлежности. В данном случае рассматривают такие типы конфликтов:

  • Внутриличностный. Образуется в связи с недовольством отдельной личности предъявляемыми к его деятельности требованиям. То есть, если человека заставляют что-либо делать против его воли, либо выполнение поставленной задачи противоречит устоям и ценностям индивидуума, возникает внутриличностная конфликтная ситуация.
  • Межличностный. Чаще всего в группах возникают именно межличностные конфликты. Их проявление напрямую связано с нехваткой каких-либо ресурсов для осуществления поставленных целей, желанием «выслужиться» перед начальством (вышестоящими должностями), а также с чертами характера каждого участника группы. В основном «трения» в коллективе возникают в связи с кардинальной непохожестью индивидуумов, различием в их мировоззрении и разными темпераментами.
  • Между личностью и группой. Возникновение конфликта такого рода обуславливается отстаиванием мнения одного индивидуума перед группой. То есть, не согласный с мнением большинства человек пытается отстоять свою идею, при этом создавая конфликтную ситуацию.
  • Межгрупповой. Любой коллектив состоит как минимум из 2 групп: формальной и неформальной, между которыми периодически возникают конфликты. В основном почвой для этого служит несправедливое отношение начальства к неформальной группе, сплачивающейся для защиты и отстаивания своих интересов.
  • Управленческий. Развивается во время рабочего процесса, при распределении ресурсов. Управленческий конфликт возникает в связи с несовпадением темперамента подчиненных, расхождении ценностей и целей.

Перерастание противоречий в конфликт

— значимая ситуация для оппонентов взаимодействия; — недопустимость одной стороны спора достижения планов противоположного оппонента; — превышенный уровень субъективной или общей терпимости хотя бы у одной из сторон к имеющимся препятствиям.


Спорные или конфликтные ситуации в большинстве случаев предусматривают противоречивые мнения оппонентов по любому поводу: отстаивание противоположных целей, использование для их достижения всевозможных средств, разные интересы, желания и т.д. Как пример, можно назвать различные проведения аттестаций перед грядущим сокращением кадров, выбор кандидатуры на престижное место.

Ситуации столкновения, которые разрослись в значительном масштабе, переходят в открытые противоречия лишь при нарушении балансировки интересов субъектов взаимодействия и при наличии определенных условий.

Конфликтная ситуация, которая предшествует открытым спорам и конфликту. Чтобы такая ситуация переросла в нечто большее, необходимо присутствие внешнего воздействия, повода.

Инцидент — это то, что может характеризовать активизацию воздействия одной из сторон, которая задела, пусть даже неосознанно, интересы своего оппонента. В качестве инцидента может выступить и действие третьей стороны. Высказывание коллеги, когда у вас состоялась с руководством сложная беседа, например.

Возникнуть инцидент может случайно, когда не учитываются желания участников, из-за объективных причин или как результат неумелого или несогласованного взаимодействия (не учитываются психологические особенности другой стороны).

Классификация конфликтов по содержанию

По своему содержанию конфликты делятся на:

  • реалистические,
  • нереалистические.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением некоторых требований участников или несправедливым разделением между ними каких-либо преимуществ.

Пример: работодатель на незаконных основаниях отказывается выплачивать заработную плату своим работникам, вследствие чего возмущенные сотрудники требуют справедливости.

Нереалистические конфликты выражены откровенной демонстрацией негативных эмоций и враждебности. По сути, потребность в конфликте нужна не столько для разрешения проблемы, сколько ради самого процесса.

Пример: убийство человека только по той причине, что он является виновником всех бед в жизни убийцы.

Как преодолеть конфликтную ситуацию в семье

Группой, наиболее подверженной негативному влиянию конфликтов, является семья. Всего есть три пути для предупреждения и устранения столкновений интересов в семейных отношениях. К ним относятся: деструктивный (разрушающий брак), постоянный (состояние семьи в настоящее время), конструктивный (способствующий быстрому восстановлению).

Структура семейных отношений во время конфликта подразумевает 2 вида поведения:

  • Соперничество. Один из супругов (иногда оба) ставит свои желания и цели выше семейных ценностей. Такое эгоистичное поведение способствует еще больше эскалации конфликта и усложняет его разрешение.
  • Сотрудничество. Здесь учитываются интересы каждого члена семьи, что помогает быстро и безболезненно устранить конфликтную ситуацию.

В любой сложившейся семейной конфронтации каждый из партнеров должен стремиться к ее решению, в котором выигрывают обе конфликтующие стороны (выирыш-выигрыш). Итог, где один из оппонентов остается в проигрыше, может спровоцировать новый конфликт, усугубленный ущемленным самолюбием и предыдущим фиаско партнера.

Разрешением для конфликта является прямой разговор-объяснение, где каждый может высказаться в спокойной форме о той или иной проблеме. Помимо этого, еще одним способом решения может стать уступчивость обоих партнеров.

Моменты, помогающие бороться с конфликтом:

  1. Поддержка собственного достоинства без ущемления его у партнера.
  2. Демонстрация признательности и уважения к супругу.
  3. Сдерживание негативных эмоций.
  4. Отсутствие напоминаний об уже совершенных партнером ошибках из прошлого.
  5. Сдерживание ревности, мнительности, устранение возможных мыслей об изменах супруга.
  6. Терпение, принятие человека таким, какой он есть.
  7. Перевод разговора в другое русло, дабы исключить возможность нарастания конфликтной ситуации.

Предупредить семейные конфликты помогает совместное времяпрепровождение супругов, общение на отвлеченные темы. Чем больше и чаще партнеры могут разговаривать, тем прочнее защита у их семьи от конфликтов. Не стоит давить на человека, пытаться его перевоспитать — это будет большой ошибкой, так как каждая личность индивидуальна и имеет право отстаивать свою индивидуальность в любой ситуации.

Провоцирующие факторы

Конфликт — это столкновение противоречивых интересов, от них не застрахован никто. Однако каждый человек может проявлять определённые реакции в поведении, тем самым провоцируя возникновение проблемной ситуации:

  • Перебивание.
  • Сознательное или неосознанное проявление антипатии.
  • Придирки по любому поводу.
  • Принижение достоинств другого человека.
  • Отрицательная оценка личности другого человека.
  • Угрозы.
  • Акцентирование внимания на разнице между оппонентом и собой в свою пользу.
  • Нежелание признавать свои ошибки и правоту другого человека.
  • Проявление некомпетентности.
  • Нарушение личного пространства человека и резкая жестикуляция в этом пространстве.

Психологи хорошо изучили, что является двигателем конфликта. Они говорят о существовании определённых заблуждений, которые мешают разрешению противоречий. Их несколько:

  1. Иллюзия собственного превосходства — когда каждому из конфликтующих кажется, что истина и правда находятся на его стороне. При этом каждый из них пребывает в заблуждении, что ситуацию хочет разрешить только он один, а другой — нет.
  2. Поиск соломинки в глазу другого человека — в такой ситуации каждая из сторон ясно видит недостатки другой стороны, но при этом не замечает своих.
  3. Двойная атака — участники конфликтных действий осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, но свои действия они оценивают как правильные, допустимые, законные, а действия и поступки другого человека — как направленные против них.

Классификация спорных ситуаций

Изучает конфликты специальная наука, которая называется конфликтология. Существуют различные их классификации. Что лежит в основе конфликта исследовал психолог Л. Кроузер. По его мнению, конфликтные ситуации делятся на следующие:

  1. Предметные (реалистические). Их цель — достичь какого-либо результата. Они проявляются, когда требования конфликтующих сторон неудовлетворены или одна, а может быть и обе из сторон конфликта считают, что распределение каких-либо преимуществ между ними несправедливо.
  2. Беспредметные (нереалистические). Их цель — публичное выражение накопленных в человеке негативных обид, эмоций, недовольства. Таким образом, создание конфликтной ситуации в таком случае становится самоцелью.

Многие специалисты считают, что конфликты являются неотъемлемой частью общественных отношений. Выделяют несколько их типов:

  • Внутриличностный, характеризующийся тем, что его участниками являются не люди, а разные составляющие внутреннего мира личности (Ребёнок, Взрослый, Родитель).
  • Межличностный, в основе которого обычно лежат независящие от личности причины. В основном это борьба между людьми за недостающие ресурсы, средства к существованию, промышленные площади, рабочие руки и т. п. Подобные противоречия могут проявиться между начальником и его сотрудником — подчинённым, если их интересы не совпадают или существует недопонимание требований одного к другому.
  • Между личностью и группой, появляющийся когда отдельная личность не выполняет нормы и правила, принятые в группе.
  • Межгрупповые, возникающие между отдельными группами людей внутри крупной организации.
  • Социальные, возникающие между крупными социальными сообществами (государствами, нациями, классами).

Кроме этого, конфликтологи выделяют следующие разновидности разногласий: конструктивные и деструктивные. Конструктивные являются положительными, поскольку в этом случае сохраняются взаимоотношения партнёров. Деструктивные — отрицательные, т. к. они приводят к разрыву отношений.

В статусном отношении различают:

  • конфликты по вертикали (руководитель — подчинённый — посетитель);
  • разногласия по горизонтали — происходят между людьми, занимающими один и тот же статус.

По времени протяжённости выделяют:

  • кратковременные;
  • долговременные;
  • затяжные.

По признакам проявления:

  • открытые;
  • закрытые.

По степени интенсивности:

  • интенсивные;
  • стёртые.

Причины возникновения конфликта

Причины конфликта могут быть личностными. Они связаны с индивидуальными психологическими особенностями спорящих сторон. В основе таких конфликтов лежит специфика процессов, происходящих в психике личности в ходе ее взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Основные причины возникновения конфликтов представлены низким уровнем социально-психологической компетентности, проявлением акцентуаций характера и типа темперамента, оценкой поведения другими людьми в качестве недопустимого, недостаточная степень психологической устойчивости, низкий или высокий уровень притязаний.

Как правило, в конфликты вступают люди с низкой способностью к эмпатии. В качестве объективных причин конфликтов могут выступать обстоятельства социального взаимодействия, приводящие к столкновению установок, мнений и интересов таких людей.

Объективные причины способны стать отправным моментом в создании предконфликтных ситуаций. Эти причины настолько разные, что их невозможно точно классифицировать.

Психологи выделяют несколько основных причин конфликтов:

  • Образ жизни, связанный с радикальными и быстрыми переменами большого масштаба и материальной неустроенностью;
  • Естественные столкновения интересов людей в ходе их жизнедеятельности;
  • Слабая разработка правовых и нормативных процедур решения социальных противоречий, возникающих в процессе личностного взаимодействия;
  • Проявление стереотипов конфликтного разрешения противоречий;
  • Недостаток важнейших духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни.

Есть и организационно-управленческие причины конфликтов, в качестве которых выступают обстоятельства, связанные с формирование, действием и развитием групп, коллективов, организаций.

В основе социально-психологических причин лежит непосредственное воздействие личностей, причины их включенности в различные социальные группы. Такие причины включают разницу в подходах к оценке результатов деятельности друг друга, непонимание сторонами расхождения во взглядах при обсуждении проблем, потерю и искажение информации при межгрупповой и межличностной коммуникации.

Причины конфликтов также представлены разбалансированным ролевым взаимодействием личностей, проблемами в межличностных отношениях, проявлением фаворитизма внутри группы (так называемое предпочтение членов группы членам других социальных групп).

Влияние конфликта на человека

То, как именно воздействует на индивидуума конкретная конфликтная ситуация, зависит от нескольких факторов:

  • Поставленной цели и желаемого результата.
  • Значимости конфликта для обоих участников.
  • Варианта поведения, избранного участником столкновения интересов.

Каждый из вышеперечисленных факторов прочно связан с последующим, и только их совокупность может показать, как на индивидуума влияет проблема конфликта

К примеру, человек поставил для себя задачу (цель), осуществить которую для него особо важно, при этом его оппоненту данная цель абсолютна безразлична. В итоге, при избранном оппонентом доминирующем варианте поведения, человек не сможет добиться желаемого, остро переживая свою неудачу

Самые распространенные типы конфликтов

Чаще остальных в быту и повседневной деятельности человека встречаются межличностные, внутриличностные столкновения, а также столкновения между группой и индивидуумом. Пример конфликта между двумя людьми можно встретить в любом классе школы, коллективе, семье:

  • Непринятие нового члена группы по внешним критериям. К примеру, в класс пришел ученик, не соответствующий понятиям группы о внешности, его не замечают, отталкивают, не зовут участвовать в совместных играх и обсуждениях. Здесь наблюдается конфликт между группой и отдельным человеком.
  • Спор по поводу воспитания ребенка — межличностный конфликт.
  • Приказ начальства об увеличении рабочего времени для конкретного специалиста. Это чревато возникновением внутриличностной конфликтной ситуации.

Поведение человека во время конфликта

Следует знать, каким должно быть поведение в конфликте. Это позволит не допускать ошибок во время вынужденных столкновений интересов, а также воздействовать на соперника (инициатора или другую сторону конфликта). В психологии различаются следующие варианты поведения индивидуума в конфликтной ситуации:

  1. Уклонительный (пассивный). Используется как на подсознательном уровне, так и осознанно. Особенности конфликтов, в которых используется данный вариант поведения: оппонент не отстаивает свои интересы и интересы группы, он не в силах защитить себя, при этом старается избежать дальнейшего развития конфликта. Специалисты не рекомендуют прибегать к частому использованию пассивного поведения, так как это может привести к снижению самооценки личности. Его применение оправдано лишь в тех ситуациях, где человек, благодаря уклонению от столкновения может добиться успеха, повышения.
  2. Уступчивый, приспособленческий. Данная форма поведения позволяет пережить конфликты в отношениях не прибегая к полной конфронтации. То есть, когда один из оппонентов уступает во время конфликта в чем-либо другому участнику, это позволяет сохранить отношения на прежнем уровне, снять напряжение и быстро, без потерь, закрыть спор. Однако уступчивость в конфликтной ситуации не дает возможности в полной мере отстоять свое мнение и добиться желаемого.
  3. Доминирующий (подавляющий). Человек, избирающий доминирование в конфликте, жестко отстаивает свою точку зрения, невзирая на желания и потребности другой стороны. Благодаря чему он с легкостью склоняет соперника к отступлению, вынуждая идти на уступки. Плюсы такой манеры поведения: быстрое достижение желаемой цели, стимулирование личностного роста. Минусы: в связи с постоянным использованием доминирования человек для окружающих становится конфликтной личностью, при этом существенно затрачиваются его психические силы, что может привести к сильнейшему стрессу.
  4. Компромиссный. Данный вариант поведения позволяет урегулировать конфликт с частичным удовлетворением потребностей обеих сторон. Но все же его частое применение не может гарантировать отсутствия повторения конфликтной ситуации, так как желания оппонентов не удовлетворяются в полном объеме, что может вызвать новую «волну» столкновений.
  5. Интеграционный (сотрудничество). Представляет собой взаимодействие обеих сторон в разрешении сложившейся ситуации. Такое поведение возможно только при полном анализе того, что такое понятие конфликта, и желании оппонентов добиться желаемого без существенных потерь, с учетом их интересов.

От чего зависит тактика поведения в конфликтной ситуации

Каждому из нас свойственны определенные паттерны поведения. Они нужны для того, чтобы экономить энергию на работу мозга. Однако на то, какие паттерны мы выбираем и какие из них закрепятся в нашем повседневном поведении, влияют определенные факторы. Основные из них:

  1. Работа мозга и тип нервных реакций. Они влияют на скорость реакции, ее тип и выбор стратегии поведения в конфликте. Если человеку сложно обработать информацию, он, вероятнее всего, выберет уклонение или приспособление.
  2. Характер. Так люди робкие и нерешительные чаще будут выбирать избегание или приспособление, а активные — соперничество и сотрудничество.
  3. Воспитание. Оно прямо влияет на модели нашего поведения и особенности характера. Если родители воспитывали в ребенке дух соревнования, он с большей вероятностью будет защищать свои интересы, а не искать компромисс. Последний выберет человек, которого учили договариваться даже в сложных ситуациях.
  4. Предыдущий опыт. Если человек успешно и много раз решал конфликты в свою пользу, то он с большей вероятностью выберет соперничество. Если же он все время оказывался в дураках, то и в новой конфликтной ситуации будет скорее уклоняться от конфликта, чем стремиться решить его любым другим способом.
  5. Внешние обстоятельства. Когда у человека нет сил и возможностей решить конфликт в свою пользу или он не может пойти на компромисс, то он будет выбирать соперничество (если ему есть что терять) или приспособление (если терять нечего).

Совокупность этих факторов приводит к тому, что мы формируем определенные модели поведения, а затем используем их в разных ситуациях. Интересно, что на него не влияет то, с кем мы конфликтуем. Мы будет одинаково уклоняться и в конфликте с родителями, и спорной ситуации с коллегой.

Важно! Сотрудничество и компромисс предполагают, что обе стороны получают выгоду в случае разрешения конфликта. Если же одному приходится жертвовать, а второй получает все, это уклонение и соперничество соответственно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: