Процесс и функции коммуникации

Cуть коммуникации и ее особенности

Виды барьеров в коммуникациях

Коммуникативный барьер Это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной или опасной информации.

Барьеры в общении могут возникать через индивидуальные психологические особенности тех, кто общается.

Чаще всего встречаются следующие барьеры межличностной коммуникации:

  • избегание (избегание контактов с нежелательными лицами, забывание;
  • авторитет (обесценивание информации за счет снижения авторитета коммуникатора);
  • семантический барьер, жаргон, сленги;
  • стилистический барьер;
  • логический барьер. Коммуникатор должен выбирать адекватную для данного момента систему доказательств.

Функции общения

Общение выполняет ряд функций, в частности:

  • аффективно-коммуникативная;
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная.

Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

  • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
  • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

Список литературы

  1. Василик, М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик. — М.: Гардарики, 2007
  2. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. — М.: Ваклер, 2007
  3. Ганатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Ганатюк. — М.: Кнорус, 2013
  4. Стеблина С.А. Язык и межкультурная коммуникация / С.А. Стеблин. — М.: Слово, 2002
  5. Зарецкая Е. Н. Риторика, теория и практика речевого общения / Е. Н. Зарецкая. — М.: Дело, 1999
  • Реферат на тему: Роль коммуникаций в управлении
  • Реферат на тему: Активные операции коммерческих банков, их развитие в России на современном экономическом этапе
  • Реферат на тему: Коммерческие банки и их операции
  • Реферат на тему: Активные операции коммерческих банков
  • Реферат на тему: Развитие международного бизнеса в цифровой экономике
  • Реферат на тему: Понятие, модели и платёжные системы электронного бизнеса
  • Реферат на тему: Международная защита авторских прав
  • Реферат на тему: Методы борьбы с коррупцией в целях обеспечения экономической безопасности сферы частного бизнеса
  • Реферат на тему: Ф. Фукуяма «Конец истории и последний человек»
  • Реферат на тему: Влияние санкций на экономику России
  • Реферат на тему: Активы и активные операции коммерческих банков
  • Реферат на тему: Естественные монополии и их роль в российской экономике

Функции коммуникации

  1. Информационно-коммуникативная – обмен информацией.
  2. Интерактивная функция общения связана с выработкой правил взаимодействия людей, четкой  организацией их совместной деятельности для достижения поставленных целей.
  3. Познавательная – освоение новой информации для применения ее в практической деятельности.
  4. Аксиологическая – оценивание объекта или процесса с точки зрения полезности (ценности) для личности или общества в целом.
  5. Нормативная – передача и закрепление норм в обыденном сознании.
  6. Психотерапевтическая – установление человеческих отношений. Известно, что человек – существо социальное, поэтому без общения с другими индивидами неизбежно наступает ассоциализация, впоследствии приводящая к грубым психическим расстройствам. Известно, что самым страшным наказанием является одиночная камера, в которой заключенный в скором времени сходит с ума.
  7. Социально-практическая – обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.

Коммуникационные модели

Модели коммуникативных процессов представляют собой своего рода алгоритм, когнитивную процедуру, которая способствует пониманию того, как на самом деле выполняются коммуникативные процессы. Те или иные модели коммуникативного процесса имеют практическое значение для объяснения уровней, форм и типов социальной коммуникации. 

Существуют различные модели коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, двухэтапные и многоступенчатые, циркулярные, диффузные, лингвистические, модели, описывающие массовое и межличностное, вербальное и невербальное общение, рекламное и PR — общение, поскольку существуют разные уровни, формы и типы социального общения.

Одной из первых моделей общения являются модели речевого общения Аристотеля и Квинтиллиана.

Практическое значение модели речевого общения Аристотеля заключается в том, что даже сегодня ее можно использовать как руководство для подготовки успешного публичного выступления.

Римский оратор Марк Фавий Квинтиллиан создал трактат О воспитании оратора, в котором обосновываются принципы и описываются технология красноречия, структура публичной речи, этапы ее подготовки. 

Эта модель использовалась в публичных выступлениях и в системе гуманитарного образования до 20 века.

Модели Аристотеля и Квинтиллиана можно считать моделями вербального общения, успешного публичного выступления, но никак иначе, поскольку они являются односторонними моделями и не предполагают обратной связи.

В 1948 году американский ученый Дж. Лассуэлл предложил модель коммуникации, разработанную на основе опыта ведения пропаганды в армейских частях во время Второй мировой войны. Эта модель в равной степени может быть использована для анализа любого коммуникативного действия, которое разворачивается как ответ на последовательно возникающие вопросы. 

Эта модель коммуникативного процесса была первой, в которой использовалась концепция шумов или коммуникационных барьеров. Модель Шеннона-Уивера позволяет измерить качество передачи информации от источника к получателю и определить те факторы, которые могут повлиять на эффективность коммуникации, а именно выявить препятствия и шумы. 

Описанные выше модели коммуникации являются линейными, они описывают, как работает односторонняя коммуникация (те, которые не предполагают обратной связи). Примеры линейной коммуникации — реклама, публичные выступления. 

Помимо однонаправленных моделей существуют двухсторонние модели, которые, в свою очередь, характеризуются обратной связью.

Примером такой коммуникативной модели является модель де Флера. Де Флер учел главный недостаток линейной модели Шеннона-Уивера — ее однонаправленность. Де Флер замыкает цепочку сообщения от адресата к получателю с помощью петли обратной связи, которая полностью повторяется в обратном направлении.  

Существует также так называемая круговая (циклическая) модель коммуникации, предложенная учеными В. Шраммом и К

Осгудом. Особое внимание авторы модели уделили проблеме интерпретации сообщений. Поскольку каждый участник коммуникации понимает смысл сообщения в соответствии с некоторыми из своих критериев, в процессе коммуникации появляется семантический шум. Шрамм и Осгуд пришли к выводу, что обратная связь может использоваться, чтобы минимизировать влияние этого шума и сделать общение более эффективным.   

В данной работе дается описание лишь небольшого числа существующих моделей коммуникации. Сегодня ученые представили множество различных моделей коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, двухэтапные и многоступенчатые, круговые, диффузные, лингвистические и другие. Каждая из существующих моделей описывает определенные аспекты процесса коммуникации. Две модели коммуникации как эффективного общения (вербальная и невербальная) были описаны древними авторами, а большинство других моделей было описано в 20 веке. представители ряда наук.    

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Способы повышения эффективности коммуникации

С давних времен людей интересовало такое явление, как общение. Сегодня СМИ, организации, политики, бизнесмены и каждый отдельный человек также уделяют этому много внимания. 

Успешность общения определяется рядом показателей и зависит от многих факторов. Самым важным для эффективного коммуникативного процесса является четкое понимание коммуникантами целей этого процесса. Чтобы добиться от получателя информации желаемых действий, необходимо передать сообщения в ясной и ясной форме, не допускающей противоречивых интерпретаций, обосновать возможность получателя требуемых действий, показать, что они не противоречит его собственным интересам.  

Нельзя не обратить внимание на то, что развитие человеческого общества сопровождается разработкой и изобретением новых методов и средств социальной коммуникации. В ходе этого развития происходят такие важные события, как появление речи, письма, печати, радио и других электронных средств связи. Появление новых и улучшенных средств передачи информации оказывает прямое влияние на общение в обществе.  

Это влияние особенно заметно на примере массовых коммуникаций. Появление радио, телевидения, а затем и глобальной сети Интернет значительно расширило аудиторию и увеличило скорость передачи информации. 

Основным способом повышения эффективности общения в современном мире является использование всей гаммы коммуникативных приемов и средств, поиск новых способов передачи информации, совершенствование существующих.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Виды коммуникации в зависимости от ее сути

Перед коммуникацией стоит множество различных задач. Вследствие разносторонности общения можно разделить коммуникацию на несколько основных видов:

  • информационный, предполагающий, что общение является видом личностной коммуникацией, при которой собеседники обмениваются информацией;

  • интерактивный, подразумевающий под общением процесс взаимодействия людей при совместной форме деятельности;

  • гносеологический, в котором индивидуум является субъектом и объектом социально-культурного познания;

  • аксиологический, суть данного вида коммуникации – в осуществлении обмена ценностями в процессе общения;

  • нормативный, который определяет место и роль общения в нормативном регулировании поведения людей, а также передачу и закрепление поведенческих стереотипов;

  • семиотический, представляющий общение в форме специфической системы знаков и в роли посредника в работе многочисленных знаковых систем;

  • практический, в котором под общением понимается обмен умениями, способностями, знаниями и результатами различных действий.

Любое межличностное общение подразумевает наличие определенных целей. Суть основных целей коммуникации заключается в следующем:

  • обмен данными, передача информации;

  • формирование навыков и способностей, позволяющих вести успешную социально-культурную деятельность;

  • формирование восприятия себя, окружающих, всего общества;

  • обмен опытом различной деятельности и использования инновационных техник, приемов и средств;

  • смена поведенческой мотивации;

  • обмен впечатлениями, переживаниями и эмоциями.

Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная

Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции. Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.

Определение понятия

Что мы подразумеваем под термином «коммуникация»? Если говорить об этом понятии простым языком, то оно означает общение в различных его проявлениях. И если бы этого не было, то невозможно себе представить, как бы жил человек.

Слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communication означает «передача» или «сообщение». То есть под коммуникацией в общем смысле понимают обмен информацией, происходящий между собеседниками. Она же является передачей сообщения от одного человека к другому.

Виды и формы коммуникации бывают самыми различными, речевыми и неречевыми. Люди даже без разговора способны общаться между собой с помощью символов, мимики или жестов. Выделяют еще и письменную коммуникацию.

Становится понятным, что если передача информации между несколькими участниками беседы окажется по каким-либо причинам неэффективной, то в таком случае людям никогда не удастся договориться между собой. Другими словами, различные виды коммуникаций являются базисом для существования и деятельности любой организации.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Показатели и факторы эффективности коммуникации

Как уже было сказано, эффективным или успешным следует считать коммуникационный процесс, который привел к достижению цели, из-за чего этот коммуникационный процесс был запущен. Если цель сообщения была реализована, это означает, что информация была правильно расшифрована и понята адресатом. 

Однако успешность общения определяется рядом показателей, наиболее важными из которых являются прагматические и социально-психологические аспекты. В первом случае эффективность общения определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в процессе ее достижения. С социально-психологической точки зрения наиболее важным является удовлетворение от самого процесса общения. Это позволяет избежать таких трудностей, как натяжение, жесткость и жесткость. Другими словами, это субъективное ощущение, связанное с ощущением полноты и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности и чувства одиночества.     

В вербальном общении показателями эффективного общения являются: насколько участники общения поняли друг друга, как они отреагировали на слова и поведение собеседника, какие действия подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Например, эффективность деловой беседы зависит не только от
профессиональной компетенции участников, но и от манеры поведения, культуры речи и навыков слушания.

В целом, к основным показателям эффективности межличностного общения можно отнести достижение коммуникантами определенного уровня межличностного восприятия.

Важным показателем успешности межкультурного общения является понимание культуры, мировоззрения и системы ценностей собеседника. В том случае, когда представители разных культур также являются носителями разных языков, необходимо помнить, что языковой барьер будет способствовать тому, что собеседники будут уделять больше внимания невербальным знакам. Важно помнить, что значение некоторых из них может отличаться от культуры к культуре.  

В случае массовых коммуникаций универсальной характеристикой эффективности данного вида коммуникаций считается размер аудитории, которая охвачена информационным воздействием. Также для оценки эффективности массовых коммуникаций используются следующие индикаторы: доведение информационных сообщений до аудитории в контексте, составленном коммуникаторами; освещение событий с особой точки зрения, представляющей прежде всего позицию коммуникатора; создание особого морально-психологического состояния в определенных социальных группах или среди всей аудитории; формирование психологической готовности социальных групп к действиям и др.    

Суть модели коммуникации

Особенности социума оказывают большое влияние на специфику обмена сообщениями, вследствие чего понятие коммуникации содержит в себе множество социокультурных смыслов. Но ключевыми компонентами, отражающими суть термина «коммуникация» и способствующими успешному взаимодействию, являются:

  • Источник, который стремится донести информацию до получателя, – фактически им является адресант, формирующий послание.

  • Проводник, который занимается преобразованием информации в различные сигналы. Иными словами, речь идет о передатчике, который отправляет сообщение посредством определенного канала связи.

  • Каналы связи – те средства, с помощью которых передаются сообщения.

  • Приемник послания, который занимается распознанием и расшифровкой сигналов, передаваемых источником. Фактически, это декодировщик, преобразующий сигналы в понятную и доступную информацию.

  • Получатель, на которого было направлено сообщение. Речь идет о конечном адресате, которому посылалась информация.

Суть данной модели коммуникации в том, что адресант формирует и зашифровывает определенные данные при помощи знаковых средств, которыми пользуется знаковая система выбранного канала связи.

В случае адресата происходит обратный порядок тех же действий, направленных на усвоение принятой информации, результатом чего становится декодирование.

Главная коммуникативная единица – это послание (сигнал, сообщение), несущее одну определенную функцию либо сразу несколько.

Различие коммуникаций

Люди постоянно обмениваются между собой той или иной информацией. Подобный процесс и является коммуникацией, которая подразделяется на различные виды, то есть способы, применяемые людьми при взаимодействии между собой. Происходит подобная передача фактами на уровне обмена установками и чувствами, представлениями и мнениями, взглядами и идеями с использованием невербального и вербального пути.

К видам коммуникации относятся:

  • Организационные, в том числе внешние и внутренние, неформальные и формальные, а также горизонтальные.
  • Межличностные, которые бывают суггестивными и убеждающими, познавательными и экспрессивными, а также ритуальными.

Все эти виды коммуникаций отличаются друг от друга тем, какой информацией обмениваются люди, какие они преследуют цели и какие при этом выбирают роли.

В современном обществе стать хорошим собеседником очень непросто. Ведь у каждого человека есть свое мировоззрение и мнение. Им устанавливаются собственные жизненные правила и высказываются отличные от других ожидания. Именно поэтому столь часто приходится сталкиваться со взглядами, не совпадающими с теми, которые наблюдаются у окружающих людей. Также порой приходится преодолевать агрессию собеседника, которую он высказывает в защиту своего мнения.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Функции делового общения

Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.

Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнёрами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.

Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.

Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.

Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.

Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.

Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Коммуникация – это не просто общение…

Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».

Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.

Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).

С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.

Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.

В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:

коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.

Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: