Основные теории лидерства

Восемь основных теорий лидерства

Психологические теории лидерства

Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Т. Адорно, Э. Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.

Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости. Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль. Для многих власть не привлекательна, для кого — то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.

Поведенческий подход

Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей.

Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.

В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение.

По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.

Рэнис Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета разрабатывают модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека. В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер); 2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений); 3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты); 4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений).

По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, – не всегда.

Группа ученых университета штата Огайо, развивая идеи МакГрегора и Лайкерта, провели ряд исследований и внесли существенное дополнение. Предыдущее деление руководителей на субъектов, ориентированных только на работу, и только на людей, – оказывается неверным! Было выявлено, что руководитель может проявлять различную степень внимания к подчиненному и структурированию проблем.

1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 2. Дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 3. Авторитет – подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. 4. Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем. 5. Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Наиболее эффективным стилем руководства с точки зрения авторов было поведение руководителя в позиции 5.

Слайд 12 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс:

основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей,

бессознательно вызывать чувства восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:»Соверен» (или «патриархальный повелитель»). Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным. Это доминирующая, авторитарная личность. Обычно его боятся и подчиняются смиренно. «Организатор». Для членов группы он выступает как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

Понятие лидерства в менеджменте

Под лидерством в общем смысле принято понимать естественный социально-психологический процесс в группе, которая построена на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Оно является одним из проявлений власти.

Замечание 1

Обязательным условием лидерства выступает наличие у индивида власти в конкретной формальной и/или неформальной организации. Лидерство имеет место быть везде, где собирается группа, состоящая из двух и более человек.

Как явление социальное, лидерство сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования

В условиях развития предпринимательской деятельности и усиления глобализационных процессов в бизнес-среде оно приобретает особо важное значение

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Ситуационный подход

Ситуационная модель руководства Фидлера Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации. В своей модели Фидлер развивает идеи о лидере, ориентированном на задачу, и лидере, действующем через отношения, но он вводит 3 фактора, влияющие на ситуацию:

1. Отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие. 2. Структура задачи: структурированная задача (четкость постановки, привычность для подчиненного) и неструктурированная. 3. Должностные полномочия руководителя: сильные (у руководителя много формальной власти, полномочий, может вознаграждать подчиненного) и слабые.

Таким образом, Фидлер выделяет 8 ситуаций, в каждой из которых наиболее эффективен один из стилей лидирования, ориентированный на задачу (т.е. четкое принятие решений, постановка целей, жесткий контроль над подчиненными), или же ориентированный на человеческие отношения (т.е. путем мотивации и поддержки сотрудников). На практике данная модель может эффективно использоваться, например, при расстановке кадров.

Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства.

3. Стиль, поощряющий участие, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений. Сильный акцент делается на консультации. Он эффективен в случае, когда для подчиненных важны цели компании и они стремятся участвовать в процессе управления.

4. Стиль, ориентированный на достижение, характеризуется постановкой перед подчиненными довольно трудоемкой цели, ожиданием, что они будут работать в полной мере своих возможностей. Руководитель стимулирует подчиненного к постоянному повышению индивидуального результата, одновременно поддерживает уверенность в способности к сверхэффективной работе. Стиль эффективен в том случае, когда подчиненные стремятся к высокому уровню достижений и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона больше ориентирована не на стиль лидерства, а на принятие решений, при этом она подчеркивает отсутствие универсального способа влияния на подчиненных. Выбор стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

3.Теория ожидания взаимодействия

Операционная модель поведения – Хауман, Хаммари, Стокдиль. 3 основных элемента:- действия – взаимодействия — ожидание

1). Чем активнее роль индивида внутри группы, чем больше его действия приведены в соответствие с групповыми нормами, тем шире размах его взаимодействия с другими членами группы, что порождает расположение.

2). Любые лидерские действия инициируют структурирования отношений взаимодействия. Лидерство – действие по созданию структуры взаимодействия.

3). В процессе взаимодействия члены группы при решение задач каждой из них ожидает что другие будут продолжать действовать и взаимодействовать как прежде. Лидерский потенциал обусловлен тем, как лидер способствует стимулированию ожиданий и взаимодействий. (Фидлер теория случайности)

Классические теории лидерства

Вся совокупность классических теорий лидерства условно делится на четыре группы (рисунок 1). Подобный подход был предложен еще в 1982 году и до сих пор не потерял свое актуальности. Рассмотрим классические теории более подробно.

Рисунок 1. Группировка классических теорий лидерства (по Яго). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В соответствии с представленным подходом теории лидерства делятся на четыре типа в зависимости от сочетания двух факторов:

  • фокуса (на характеристиках или формах поведения);
  • подхода (универсального или ситуационного).

В категории первого типа относится теория лидерских качеств. Она характеризуется исключением конкретных ситуаций из рассмотрения и минимизацией влияние поведения лидера. Основной акцент в данном случае делается на позиционных аспектах, а сама теория позволяет установить, какие качества помогают людям становиться лидерами.

Родоначальником данной теории стал Ф. Гальтон, английский антрополог и психолог, выдвинувший идею о наследственной природе лидерства. В частности, он говорил о том, что лидерские задатки и качества передаются по наследству и в некоторой степени являются врожденными. Позже развитие данной теории было поддержано рядом других ученых.

Данный подход, однако, за счет разнообразия, противоречивости и несопоставимости качеств, которые были обнаружены у известных лидеров прошлого, был поставлен под сомнение. Основными недостатками данной теории считались:

  • отсутствие ситуационных переменных;
  • нивелирование влияния отношений между лидерами и их последователями;
  • бесконечность и противоречивость перечней качеств, созданных разными исследователями.

Осознание данных недостатков привело к дальнейшему развитию теорий лидерства, в основе которого лежало смещение акцентов от статики в динамике. На первый план стали выдвигаться уже не качественные характеристики личности, а ее поведенческие особенности. Подобные теории принято относить к теориям лидерства второго типа. Наиболее известной теорией данного типа считается теория К. Левина, который в своих работах выделил три базовых типа лидерства: авторитарное, демократическое и пассивное.

Позже свое развитие получили теории, основанные на разнообразных комбинациях на отношениях и фокуса на рабочем месте (управленческая сетка Блейка и Моутона, 4 системы управления Р. Ликерта и пр.). Основополагающими недостатками теорий данного типа принято считать фиксацию ситуации и изучение поведенческих стилей лидерства в условиях постоянства ситуации.

В связи с выявленными недостатками были сформированы теории лидерства четвертого типа. В их основе лежало смещение фокуса на изучение форм поведения и условиях универсализации. Наиболее известными теориями данной группы стали теория лидерства Ф. Фидлера, модель континиума лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, модель Стинсона-Джонсона и др.

Что нужно, чтобы стать лидером

Большинство ранних теорий было сосредоточено на том, какие качества делают людей лидерами или их последователями, но позже ученые сфокусировались на навыках и ситуационных факторах. Существует много теорий лидерства, но все их можно поделить на восемь основных типов.

Теория великого человека

В основе теории великого человека лежит идея, что способность к лидерству представляет собой врожденное качество, что великими лидерами рождаются, а не становятся.

Первым такое предположение сделал британский историк и философ Томас Карлейль. В XIX столетии, когда идеи этого ученого находились на пике популярности, многие считали, что его правоту подтверждает сама жизнь таких великих людей, как Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Александр Македонский и Юлий Цезарь.

Теория обстоятельств

Согласно этой теории, лидерские способности обусловлены факторами обстоятельств, к которым относятся стиль лидерства, выбираемый в конкретном случае, поведение и способности его последователей и многое другое. Нет универсального стиля лидерства, одинаково эффективного во всех ситуациях; в определенных обстоятельствах один стиль управления подходит больше остальных. Следовательно, лидеры, успешные в одной контекстуальной среде, могут потерпеть полный крах в другой.

Теория личностных черт

Эта теория подобна теории великого человека: обе основываются на предположении, что некоторые люди от природы наделены определенными качествами, делающими их более подходящими для лидерства. Придерживающиеся такого мнения психологи в основном пытаются выявить особенности личности или поведенческие характеристики, общие для всех лидеров.

Одна из проблем этой теории обнаруживается при поиске ответа на вопрос: почему люди, явно обладающие нужными качествами, далеко не всегда становятся лидерами, и почему люди с практически одинаковыми качествами характера становятся либо эффективными лидерами, либо последователями, а некоторые даже совсем не преуспевают в искусстве управления?

Ситуационные теории

Ситуационные теории основываются на идее, что лидеры выбирают наилучший образ действий в зависимости от конкретных условий. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, и, выбирая тот или иной стиль, нужно учитывать обстоятельства. К главным ситуационным факторам относят способности последователей и мотивацию лидера. Кроме того, следует включить в этот ряд восприятие лидером ситуации и своих последователей, а также его настроение и самовосприятие. Все это в значительной мере влияет на дальнейшие действия и поступки лидера.

Теория определяющей роли последователей

В основе этой теории лидерства лежит идея о том, что успешный лидер всегда руководствуется мнением и вкладом других людей. При этом типе лидерства поощряются энтузиазм и участие последователей в процессе принятия решений. Такой подход позволяет людям чувствовать свою вовлеченность в процесс принятия решений и заинтересованность в исходе дела, делает их более преданными и целеустремленными. При этом следует отметить, что только от лидера зависит, будет ли людям предоставлено это право и возможность.

Бихевиористские теории

В отличие от теорий великого человека и теорий личностных черт, бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами не рождаются, а становятся. Лидерству можно научиться путем приобретения специальных навыков и наблюдения.

Трансформационные теории

Трансформационные теории, которые также называют теориями отношений, сфокусированы на взаимоотношениях между лидером и его последователями

Обязанность лидера — сделать так, чтобы его последователи понимали важность задачи и пользы от ее правильного выполнения; для этого нужно мотивировать и вдохновлять людей. В этой теории акцент делается не только на эффективности группы, но и на том, чтобы каждый ее член в полной мере реализовал свой внутренний потенциал

Таким образом, лидерство трансформационного типа изначально предполагает соответствие высоким морально-этическим стандартам.

Трансакционные теории

Трансакционные теории, или теории управления, подчеркивают роль контролера, эффективность группы и важность четкой организации. Лидерство трансакционного типа базируется на системе вознаграждений и наказаний, а также на четком понимании последователями, чего от них ожидают

Обычно такое лидерство ярче всего проявляется в рабочей среде. Если сотрудник успешен, его награждают, если он не выполняет задание, его наказывают либо налагают взыскание.

Теории лидерства

Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.

Классические теории лидерства

Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов. Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров. Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации. Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг., этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт. Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.

Основные современные теории лидерства

Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения. В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей. Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.

Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.

Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:

И теперь пора побеседовать о стилях лидерства.

Нерешенная проблема

Проблема лидерства и характерных для лидера черт до сих пор находится в области нерешенных; теории все еще разрабатываются, многие из них постоянно опровергаются практикой, а ученые никак не могут прийти к единому решению.

Под лидерством
обычно
понимают способность человека вести
за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является
феноменом, описывающим процессы влияния
в группах или организациях, направленные
на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой
цели.

Лидерство как
важнейший фактор управления стоит в
центре современной организации.

В современной
организации лидерство многогранно, его
следует понимать как планирование,
организацию и управление деятельностью
группы посредством установления
коммуникаций.

К основным элементам
процесса лидерства относятся влияние,
поддержка, обеспечение добровольного
участия и достижение целей.

Лидерство как
специфический тип отношений управления
предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид
намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления,
лидерство предполагает наличие в
организации последователей

– союзников,
которые представляют обязательную
оборонную сторону медали, называемой
лидерством (У. Бланк) 10 .

Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник —
подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».

Факторы, составляющие
основу лидерства:

объективные и
субъективные;

формальные
(инструментальные) и неформальные
(эмоциональные);

внешние и внутренние.

Процесс
влияния на людей позиции занимаемой в
организации должности называется
формальным
лидерством
.
Процесс влияния на основе авторитета,
доверия, уважения, способностей или
других ресурсов, необходимых людям,
называется неформальным лидерством.

Идеальным является
сочетание всех основ лидерства.

Лидер
(от
англ. leader
– ведущий руководитель) – это лицо
(группа лиц), которое может оказывать
реальное влияние на поведение работников.

Понятия «менеджер»
и «Лидер» не совпадают табл. 13.1.

Таблица 13.1.

Стили лидерства

Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей». Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера.
Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов.
Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс.

Патерналистский стиль.

Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства.

Черты лидера

История показала мало свидетельств того, что харизма, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе можно считать критериями эффективности деятельности людей.

В целом предсказать насколько хорошим будет лидер и насколько эффективна будет его деятельность только опираясь на его личностные качества, очень сложно. По этой причине исследователи со временем склонились к мнению, что недостаточным будет лишь рассмотрение черты личности. Необходимо учитывать также ситуацию, в которой находят проявление эти черты.

Феномен лидерства интересовал не одно поколение мыслителей, ученых, исследователей. И никогда среди них не было единых взглядов на определение, сущность и природу данного феномена. Однако развитие представлений о лидерстве, экспериментальные наработки послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства. При этом каждый из последующих уже представлял собой более зрелую позицию, основанную на наработках предшественников. Итак, какие теории лидерства существуют?

В теории лидерства выделяют четыре подхода: 1) с позиции личностных качеств; 2) поведенческий; 3) ситуационный; 4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.

4.Теория обмена и трансактного анализа

Лидер тот, кто чувствует, осознает потребности и желания своих сторон и предлагающей им способы их достижения. Предмет анализа – тот или иной стиль лидерства.

Подразумевает равный обмен в отношение между и последователями

В результате обмена – эмоциональная связь, осбое внимание на роль и значения убеждающего влияния

Грайн разрабатывает модель отношений Лидер – последователи, в котором расследуется процесс формирование ролей между лидером и группой на основании приближенности или отдаленности их от лидера.

Доказано, что приближенные близкие отношен с лидером вносили больший вклад в целедостижение группы чем наоборот. Бернс.- Возможность изменят взгляды своих последователей. Интенсивность действий лидера напрямую влияют на установки последователей. (Поощрение и др.)

Теория черт

Определение 1

Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются. Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров. В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:

  • уверенность в себе,
  • знание дела,
  • интеллектуальные способности,
  • преобладание над другими,
  • активность, энергичность.

Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером. Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов. Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:

управление значением — умение понятно передавать значение идеи
управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
управление доверием — умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных. управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств

При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:

  • физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
  • эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
  • интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
  • личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.

У теории черт есть свои недостатки:

  • перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
  • из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.

Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: