Методология и методы психологического исследования

Урок 1. общая психология

Характеристика методов психологии

К основным методам психологических исследований относится метод наблюдения, являющийся основным эмпирическим методом любого исследования.

Существует несколько вариантов этого метода:

  • внешнее наблюдение, при котором необходимая информация о человеке собирается в результате прямого наблюдения со стороны;
  • внутренне наблюдение или самонаблюдение используется в том случае, когда задача психолога заключается в изучении интересующего его явления, которое непосредственно представлено в сознании человека;
  • свободное наблюдение, не имеющее установленных заранее рамок, программы и процедуры. Проводится это наблюдение тогда, когда признаки изучаемого явления исследователю заранее не известны;
  • стандартизированное наблюдение, наоборот четко определено в отношении наблюдаемого объекта;
  • включенное наблюдение – исследователь выступает в роли непосредственного участника процесса и за его ходом ведет наблюдения, чтобы дать правильную оценку и прочувствовать самому;
  • стороннее наблюдение не предполагает непосредственного участия наблюдателя.

Следующим методом является опрос, при котором человек должен ответить на ряд задаваемых вопросов. Опросы могут быть устными и письменными, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Применение устного опроса происходит в тех случаях, когда наблюдение желательно вести за поведением и реакциями человека, который отвечает на вопросы. Устный опрос помогает проникнуть в психологию человека значительно глубже, но требует специальной подготовки и значительных затрат времени. При этом опросе личность экспериментатора и особенности испытуемого играют большую роль.

Альернативой устного опроса является письменный опрос. Задаваемые вопросы и возможные ответы какими-то рамками не ограничиваются, может меняться тактика исследования, содержание вопросов, да и ответы могут быть нестандартными.

Вопросы и возможные ответы, заранее предусмотренные, а также ограниченные узкими рамками используются при стандартизированном опросе – он экономичен в материальных затратах и во времени.

Следующий метод психологической диагностики – тестирование. Метод использует стандартизированные вопросы, которые имеют определенную шкалу значений. С помощью тестирования с известной вероятностью определяется актуальный уровень развития у индивида личностных характеристик и необходимых знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Отличительной особенностью тестов является четкая процедура сбора и обработки первичной информации и своеобразие её последующей интерпретации. Тестовый метод позволяет изучать и сравнивать психологию разных людей, а также давать сопоставимые дифференцированные оценки.

Еще одним основным методом является эксперимент, специфика которого состоит в том, что он целенаправленно и продуманно создает искусственную ситуацию. Изучаемое свойство в созданной ситуации выделяется, проявляется и оценивается лучше. Эксперимент дает возможность делать выводы о причинно-следственных связях свойств личности, которые необходимо исследовать. Используется эксперимент реже по сравнению с другими методами, потому что его организация и проведение, на практике оказываются достаточно сложными.

Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Первый проводится в естественных условиях, а второй – в искусственно созданной ситуации.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. На каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.

Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …

… Онтогенез (анг. ontogenesis)  это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, … восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: …

Методы психологического исследования: что это такое

Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

  1. Объективность — это значит, что используемые методы, которые применяются при изучении психических явлений, должны учитывать объективную природу человеческой психики.
  2. Валидность — этот показатель говорит о том, что выбранная методика имеет обоснования и её можно применять в реальных условиях.
  3. Надёжность — означает, что используемые методы психологического исследования дают одинаковые результаты даже при многократном повторении.

Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.

В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.

Интерпретационные методы в психологии

Методы интерпретации данных дают возможность осмыслить полученные результаты и составить описательную характеристику исследуемых явлений.   

  1. Генетический метод анализа психологических данных предполагает линейное изучение информации с опорой на определенные временные отрезки или важные жизненные этапы человека и сопровождается выделением стадий, критических моментов, противоречий и т. д. Часто его применяют при лонгитюдных исследованиях.
  2. Структурные методы ориентированы на выявление и описание структуры психических явлений или объектов. С их помощью можно установить связи между всеми психическими качествами индивида. Они являются основными способами социально-психологического исследования какой-то группы, сообщества, помогая выяснить объединяющие свойства, определить и систематизировать общее. К ним относят такие методы, как:

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».

Сущность понятий «методология» и «метод»

Определение 1

Методология – это учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук, также это культура научного исследования.

Разработка методологии психологии была и есть актуальным вопросом.

В переводе с греческого языка слово методология означает путь исследования. Это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, система способов, а также учение об этой системе. Другими словами, методология является учением о методе.

Функция методологии двояка – с одной стороны она дает возможность описать и оценить деятельность человека с точки зрения внутренней организации, а с другой стороны – в методологических рамках вырабатываются рекомендации и правила или нормы познания и деятельности.

Замечание 1

Необходимые достоверные сведения ученые получают с помощью методов, которые являются приемами и средствами познания, благодаря которым изучается предмет любой науки.

Методика содержит в себе описание объекта и процедуру его изучения и отвечает конкретным целям и задачам исследования. В методике содержится способ обработки полученных данных и способ фиксации результатов. На основании одного метода можно создать множество методик.

Перед современной психологией стоит важнейшая задача, суть которой заключатся в том, чтобы используемые методы и методики рассматривать как единую систему, в рамках системного подхода. Тот или иной предмет надо рассматривать с разных сторон, что позволяют сделать различные методы и на разных уровнях методологического анализа.

Любой предмет науки познается с помощью способа познания. Этим способом является метод. С помощью методов психологии познаются внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов. Все методы психологического исследования имеют общую цель, которая заключатся в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов. Это накопление эмпирических, опытных данных необходимо для дальнейшего теоретического анализа.

Для проведения психологических исследований психологи используют такие методы, как наблюдение, различные формы эксперимента, беседу, тесты, анализ продуктов деятельности ребенка, социально-психологические методы и др. Для каких-либо конкретных исследований используется несколько взаимодополняющих и контролирующих друг друга методов. Базой конкретных методов исследования являются методологические принципы, исходящие из теоретических положений науки.

Методология переводится как «учение о методе» и определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Выделяют методологию общенаучную и конкретно-научную.

К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые –хотя бы потенциально – не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличии от философской методологии, оставаясь в рамках собственно-научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок).

К этому уровню относятся, например, концепция системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.).

на этом уровне разрабатываются в общие проблемы построения научного исследования способы осуществления теоретической и эмпирической (т.е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.

Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследования и практической работы.

Классификация психологических методов

Вся совокупность психологических методов может быть условно разграничена на четыре основные группы:

  • организационные методы;
  • эмпирические методы. Данная группа методов выступает одной из наиболее многочисленных, включает в себя эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), методы моделирования, психодиагностические методы;
  • методы психологического воздействия;
  • методы обработки и интерпретации данных.

Таким образом, на современном этапе формирования психологической науки осуществляется интенсивное развитие теоретико-методологического обоснования научного направления, разрабатываются новые методологические категории, направленные на повышение эффективности психологических исследований, оказание соответствующей психологической помощи.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Количественные и качественные методы исследования в психологии

 Методы обработки данных включают:

  • качественные (дифференциация материала по вариантам, группам, описание типичных случаев, исключений и др.);
  • количественные (статистические) методы. 

Качественные методы предполагают анализ и синтез полученной информации, его систематизацию, то есть дифференциацию материала по вариантам, группам, описание типичных случаев, исключений, а также сравнение с результатами других исследований.

Качественный анализ информации позволяет выяснить причины явлений, раскрыть их сущность, установить взаимосвязи между объектом и предметом исследования, сделать обобщающие выводы. Поэтому качественные характеристики изучаемых явлений помогают более полно и глубоко раскрыть теоретические методы.

Количественные методы представляют собой способы обработки цифровых данных, так как они носят математический характер. Такие методы необходимы, например, для обработки результатов различных психологических опросов. В их основе лежит сбор числовых данных и последующий статистический анализ полученной информации. Базируются они на процедурах измерения, кодирования.

Примечание 3

Измерение — определение численного значения психического явления с помощью измерительных единиц, позволяющее получить точную, количественно определенную информацию об окружающей действительности. 

Кодирование — основной прием сжатия информации, предполагающий выделение смысловых сегментов текста, их категоризацию. Например, составление схем, диаграмм, таблиц и др.

К количественным методам относят:

  • факторный анализ;
  • определение средних величин, мер рассеяния, коэффициентов корреляции;
  • построение графиков, матриц, гистограмм, таблиц, схем и др.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е

должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Характеристика методов исследования в психологии

Основная цель методов психологического исследования состоит не только в фиксации фактов, но и в объяснении (раскрытии) их сущности. Это закономерно, поскольку форма предметов и явлений может не всегда совпадать с их содержанием. Это требование не в любой ситуации может выполняться путем применения единственного метода. По этой причине при исследовании психических явлений, как правило, за основу берутся несколько методов, которые взаимодополняют друг друга.

Любой психологический метод обладает собственными задачами и целями, объектом, предметом. Для него присуще наличие ситуации, в процессе которой проходит исследование

Важной деталью здесь является способ отражения результатов (например, видеосъемка, конспект)

Самым простым и доступным методом психологических исследований считается метод наблюдения. В зависимости от времени наблюдение может быть кратковременным (срез), долговременным (охвачен временными рамками в несколько лет). Наблюдение, в качестве объекта которого выступают отдельные определенные объекты или соответствующие показатели, принято называть выборочным. В противовес ему выделяют сплошное наблюдение. Исследователь может являться участником коллектива, который исследуется. Тогда наблюдение называется включенным.

Еще один важный метод исследования в психологии — беседа. Основное требование к ее проведению заключается в непринужденности и обеспечении доверительной атмосферы. В ходе общения психолог или терапевт получает интересующие сведения о жизни, деятельности и взглядах человека. В рамках беседы вопросы, ответы и рассуждения должны исходить с двух сторон. Разновидность беседы представлена интервью и анкетированием. В них, в отличие от простой беседы, структура включает только вопросы и ответы.

Для эксперимента в психологии необходимо создать определенную ситуацию и условия. Его цель состоит в выявлении или опровержении психологического факта. Этот метод используется в естественных для испытуемого субъекта условиях. Он не должен знать о том, что стал участником эксперимента. Существует лабораторный эксперимент, в ходе которого за основу берутся вспомогательные средства (аппаратура, инструктажи, подготовленное пространство). Здесь испытуемый уже понимает цель своего пребывания в условиях эксперимента. Тем не менее, его смысл, как правило, остается неизвестным.

Популярный в психологии и оправдывающий себя метод — это тестирование. Для диагностики применяют методики и тесты

Их цель состоит в определении состояния конкретных показателей (например, память, внимание, мышление, интеллект, эмоционально-волевая сфера) и свойств личности. Они выполняются в виде задания, которое испытуемые выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы

Для метода необходим подбор тестов, которые апробированы и признаны в науке (классические тесты). Очень популярны в современной психологии тесты, позволяющие оценить уровень интеллекта и всевозможные личностные аспекты.

является наиболее быстрым и достаточно информативным методом психологического исследования. Большую популярность он нашел в работе с детьми. Используя различные поделки, рисунки, рабочие тетради и дневники, специалисты получают возможность определить степень развития ребенка, его жизненные предпочтения, аспекты характера и прочие важные характеристики.

Психологическое моделирование является не таким простым методом. Оно не всегда показывает надежный результат. Тем не менее, методика позволяет конструировать привычные модели человеческого поведения.

Для биографического метода характерно составление жизненного пути человека. На нем отмечаются факторы, которые повлияли на развитие личности, кризисные моменты и важные перемены, поведенческие реакции в различные периоды жизни. Психологи составляют график жизни, по которому прогнозируется будущее человека. С помощью метода можно выявить жизненные этапы, которые стали формирующими или, напротив, деструктивными для формирования выбранных критериев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: