Какие качества важны для коммуникации?

Коммуникативные качества речи

Список литературы

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М., 2011.
  2. Головин Б. Н. Как правильно говорить. — М., 2007.
  3. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 2007.
  4. Даль Пояснительный словарь живого великорусского языка. — М., 1988.
  5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. — М., 2003.
  6. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 2006.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Фонд социального страхования РФ
  • Реферат на тему: Маркетинг персонала
  • Реферат на тему: Экономическая безопасность
  • Реферат на тему: Философия Канта
  • Реферат на тему: Финансовый контроль
  • Реферат на тему: Государственный долг
  • Реферат на тему: Публичное выступление
  • Реферат на тему: Загрязнение атмосферного воздуха
  • Реферат на тему: Русско японская война 1904-1905
  • Реферат на тему: Отмена крепостного права в России

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Характеристика основных коммуникативных качеств

Качества хорошей речи основаны на требованиях, которые предъявляет коммуникативная ситуация, а также практика речевого общения к его содержанию и оформлению.

Среди основных качеств выделяют точность, которую понимают как формально-содержательное соответствие речи коммуникативной ситуации. Точность рассматривается в двух плоскостях:

  1. Содержательная точность связана с отражением в речи ее предмета, тематической непротиворечивостью на протяжении всего речевого высказывания.
  2. Языковая точность обеспечивается тем, что все речевые средства, используемые для передачи смысла, функционирую в своем значении без семантического искажения и смысловой подмены.

Доступность и ясность речи обеспечиваются ее соответствием потребностям и уровню подготовки аудитории. Это не значит, что речь должна быть примитивной, однако ее перегруженность терминологией, узкоспециальной лексикой, жаргонизмами или заимствованиями может значительно повлиять на ее восприятие и, как следствие, понимание сообщения.

Логичность базируется на базовых законах человеческого мышления. Применительно к речевым высказываниям это означает соблюдение тематического единства сообщения, непротиворечивости содержания, структурную упорядоченность и последовательность развертывания мысли автора.

Разнообразие речи напрямую связано с тем, как говорящий / пишущий использует ресурсы языка в речевом общении. Потенциально ресурсы языковой системы безграничны, однако каждый носитель языка использует лишь определенную их часть. Объем и качество языковых средств, используемых в коммуникации, обусловлены уровнем языковой подготовки, степенью владения языком. Речь, которая отличается разнообразием и богатством форм выражения мысли, более доступна и убедительна для адресата.

Выразительность предполагает такое использование речевых средств, которое обеспечивает их максимальное воздействие на слушателя. Секрет выразительной речи кроется в умении применять имеющиеся в языке выразительные средства в коммуникации. К их числу относятся фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы, образные определения, приемы ораторского синтаксиса и т. д.

Уместность предстает как высшее качество речи, поскольку именно она определяет адекватность того или иного средства ситуации общения. Так, высокая поэтика неуместна в разговорно-бытовом общении, обилие выразительных средств – в научном докладе, канцеляризмы делают язык публицистики бедным и невыразительным. Поэтому наличие такого качества, как уместность позволяет учитывать требования широкого коммуникативного контекста, правильно применяя функционально маркированные языковые единицы.

Правильность речи

Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом смысле — заботу о адресате. В коммуникативном плане корректность позволяет действовать в рамках одного кода. Корректность выполняет и другую важную роль в коммуникации — создает образ лингвистической личности. Отражает уровень знания языка, уровень образования в целом.

Правильность речи очень важна для человека также и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно, он обретает уверенность в себе. Правильность является важным условием успешной коммуникации.

Чтобы говорить правильно как на уровне речи, так и на уровне языка, и даже для того, чтобы допускать оправданные отступления от него — для этого необходимо хорошо знать нормы русского литературного языка.

Орфоэпические нормы. Особенность ортоэпических норм в том, что они относятся исключительно к устной речи. Нормами орфоэпии считаются нормы произношения и акцента, т. е. специфические явления устной речи, обычно не отражённые в письменной форме.

Лексические нормы включают в себя употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением, а также нормы, касающиеся употребления слов в сочетании с другими словами, имеющими своё лексическое значение, т. е. нормы лексической комбинируемости.

Лексические правила регулируют выбор морфем, правила их расположения и сочетания в составе нового слова.

Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов его соединения с другими.

Синтаксические нормы требуют соблюдения правил согласования, контроля, расположения слов в структуре предложения, правил построения составного предложения. Синтаксические правила диктуют необходимость знания особенностей синтаксических построений и умения правильно использовать их в речи.

Коммуникативные качества устной речи

Данная статья посвящена устной речи, которая становится основной формой существования современного русского языка. Устная речь развивается по определенным законам, и ее анализ, который сделан авторами статьи, позволяет говорить о том, что закономерности развития устной речи как особой формы языка вырабатывают в сознании ее носителей определенное понимание того, что такое «хорошая устная речь» и каковы ее коммуникативные качества. Авторы анализируют устную речь в двух аспектах: с точки зрения воспринимающего речь и с точки зрения порождающего речь и приходят к выводу, что в сознании носителей языка сложились определенные коммуникативные качества устной речи: правильность, точность, толерантность.

Коммуникативные качества речи

1. Речевое общение

2. Качества хорошей речи: уместность, правильность, чистота, точность, ясность, краткость, богатство, выразительность

1. Общение (лат. делаю общим, связываю) – целенаправленное взаимодействие людей. Основным средством общения является речь, т.е. сама деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение) и её результат (высказывание, текст).

Речевое общение складывается из речевого события, речевой ситуации и речевого взаимодействия. Под речевым событием понимается речь и условия общения.

Речевая ситуация – ситуация, в которой порождается высказывание. Составляющими речевой ситуации являются время и место высказывания, а также участники общения (говорящий и слушающий).

От речевой ситуации зависят правила ведения разговора и характер высказываний.

Речевое взаимодействие – взаимодействие говорящего и слушающего, которое осуществляется на основе знания предмета речи (реальной действительности) и языка, позволяющего передавать информацию. Центр коммуникативного взаимодействия – высказывание, которое строится в опоре на экстралингвистические факторы (знание предмета речи, объекта действительности) и на языковой код.

Построение высказывания с учётом речевой ситуации и коммуникативной цели – залог успешного общения.

Точность речи

Точность обычно понимается как знание предмета высказывания, темы речи (так называемая предметная точность), так и четкое соответствие между используемыми в речи словами и значениями, закрепленными за ними в языке (понятийная точность).

Нарушение предметной точности происходит относительно редко. В повседневной жизни мы обычно говорим о таком человеке, что он не знает, что говорит. Пример из эссе: Чапаев и его отряд остановились в одном из близлежащих колхозов. Нарушение предметной точности: во время гражданской войны колхозов не было. Ошибок на уровне концептуальной точности, к сожалению, гораздо больше:

Во-первых, незнание значения слов. О, как часто мы хотим сверкать интеллектом, вставлять красивые, часто импортируемые слова, но результат — ляпсус, потому что слово мы знаем, а его значение — нет

Например, к чему человек может снисходительно относиться! Слово «спуститься» имеет значение «обратить внимание на что-то или кого-то», и в этом предложении следовало бы использовать слово «достичь». Третья ошибка касается использования паронимов — слов, близких по звучанию, но разных по значению

Ошибка возникает потому, что мы думаем, что если это звучит почти одинаково, то это означает одно и то же. Например, командированный человек и деньги на путешествие; сытный человек и сытный суп; морось (дождь) и обморожение (иней). Наша ледовая команда показала отличные результаты на хоккейном поле (лед вместо льда). Часто встречается и такая ошибка, как нарушение лексической совместимости слов. Лексическая совместимость — это способность слов стоять рядом. Часто мы хотим произнести тост вместо того, чтобы произнести его.

Богатство речи

Уровень культуры речи зависит не только от знания литературных языковых норм, законов логики и строгого их соблюдения, но и от обладания своими богатствами, умения их использовать в процессе общения.

Богатство речи отдельного человека определяется арсеналом лингвистических средств, а также тем, насколько умело в соответствии с содержанием, темой и целью высказывания использует их в конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем больше используются различные средства и способы выражения одной и той же идеи, одного и того же грамматического значения, тем реже она повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одной и той же лингвистической единицы.

Чем больше лексем у говорящего (писателя), тем свободнее, полнее и точнее он может выражать свои мысли и чувства, избегая при этом ненужных, стилистически немотивированных повторений. Лексика отдельного человека зависит от ряда причин (его уровня общей культуры, образования, профессии, возраста и т.д.), поэтому она не является постоянной ценностью для любого носителя языка. Ученые считают, что современный образованный человек активно использует в устной речи около 10 — 12 тыс. слов, а в письменной — 20 — 24 тыс. слов. Пассивный запас, в том числе и тех слов, которые человек знает, но практически не употребляет в своей речи, составляет около 30 тысяч слов. Это количественные показатели богатства языка и речи.

Развитие коммуникативных качеств в школьном обучении

В обучении русскому языку вопросам развития коммуникативных навыков и качеств речи уделяется особое внимание. Знакомство с речевой нормой позволяет ученику овладеть правильной речью

Богатство и разнообразие словарного запаса, синтаксического строя обеспечивается за счет знакомства с лексической системой русского языка, его грамматикой, возможностями словарной и синтаксической синонимии. Выразительность формируется путем наблюдения за стилем художественных текстов, обучения использовать в своей речи элементы изобразительно-выразительных средств языка – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Логике оформления речевого высказывания уделяется большое внимание при подготовке устных ответов, докладов, проектов, а также в ходе обучения написанию сочинений и изложений. Дети знакомятся с основными типами речи, их структурно-композиционными особенностями и учатся воспроизводить их в своих речевых произведениях

Точность речи формируется за счет словарно-семантической работы, расширения словарного запаса, обучения умению пользоваться толковыми словарями. Уместность как высшее качество речи складывается в период всего обучения русскому языку. Этому способствуют анализ текстов и сферы их употребления, знакомство со стилистикой и функционально окрашенными языковыми средствами, речетворчество, исследовательская работа.

Коммуникативные качества речи в аспекте речевой культуры

Речевая культура предполагает несколько аспектов функционирования:

  1. Ортологический аспект, который связан с реализацией в практике общения требований литературной нормы. С этой точки зрения правильность становится основным критерием успешной и эффективной речи. Говорящий / пишущий должен владеть нормами литературного языка – как его устной, так и письменной формой – и использовать их в общении. Это значит, что в коммуникации недопустимы случаи нарушения нормы, ее искажения или использование ненормативной средств, лежащих за пределами литературного языка (например, обсценной лексики, жаргонизмов, диалектных слов, просторечия).
  2. Коммуникативный аспект предполагает учет основных критериев, которые предъявляются к хорошей речи. Очевидно, что одной правильности недостаточно, чтобы высказывание полностью отвечала всем критериям коммуникации. Помимо нормативности, существует ряд дополнительных критериев, которые обусловливают функционирование речевого высказывания в ситуации общения. Именно обеспечивают коммуникации эффективность и помогают речи отвечать требованиям условий общения. Речь идет о так называемых коммуникативных качествах, среди которых выделяют точность словоупотребления, последовательность изложения, уместность использования тех или иных средств общения, разнообразие используемых языковых ресурсов и выразительность.
  3. Этический аспект связан с соблюдением тех норм и правил, которые приняты в качестве образцовых в данном обществе. Этика общения предполагает как соблюдение традиций речевой культуры, так и ориентацию на общественный речевой идеал, выработанные стандарты коммуникации, социально одобряемые на данном этапе развития.

Выразительность речи

Выразительность речи зависит от независимого мышления говорящего, его интереса к тому, что он говорит. Важную роль в выразительности речи играет также знание языка; свойства и особенности языковых стилей: художественного, научного, делового, журналистского, разговорного; владение выразительными возможностями языка, речевыми навыками говорящего.

Для создания выразительности очень важна интонация

Интонация позволяет выразить логический смысл высказывания, сконцентрировать внимание на более важных моментах, что помогает слушателю правильно воспринимать текст

Выразительная речь — это речь, способная удержать внимание, возбудить интерес слушателя (или читателя) к тому, что сказано (написано). Основным условием выразительности является наличие у автора речи его чувств, мыслей, позиции, стиля

Выразительность обычно предполагает оригинальность, неповторимость, неожиданность. В этом отношении выразительная речь — это речь, которая всегда новая, «свежая», творческая. Именно благодаря этому она способна вызвать интерес и одобрение тех, кому она предназначена.

Чистота речи

Чистота речи — это свобода слова от любых загрязняющих элементов. Чистота речи не содержит слов и словосочетаний, чуждых литературному языку, как и всего того, что отвергается нормами морали и нравственности. Таким образом, частота речи основывается на двух отношениях: речь — литературный язык; речь — сознание.

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, народных слов, богохульства, варварства, паразитических слов и клерикализма, а диалектики в последнее время редко встречаются в речи городских жителей.

Элементы, которые могут засорять речь:

  1. диалектные слова (слова, свойственные не общему языку народа, а местным акцентам);
  2. профессиональные слова;
  3. штампы речи, клерикализм (слова, словосочетания и предложения, используемые в деловых («канцелярских») документах);
  4. жаргонизмов, т.е. слов и словесных выражений, возникших и используемых в жаргонах — узкогрупповых «ответвлениях» родного языка;
  5. слова сорняков, паразитов, засоряющих речь (ну, здесь, как бы там ни было, так сказать).
  6. лингвистические элементы, отвергаемые нормами морали (вульгаризмы — слова, грубо говоря, обозначающие любые объекты, явления).
  7. иноязычные слова, в этом случае иноязычные слова должны быть разделены:
  • необходимые слова, не имеющие эквивалентов на русском языке;
  • «засоры» — слова, которые могут быть заменены русскими эквивалентами без изменения значения.

Еще термины по предмету «Деловой этикет»

Нормативная этика

составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Этческая инфраструктура

совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля, обеспечивающих реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением. Во многих западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе государственной власти и управления.

Этические нормы

ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

  • Функция речи коммуникативная

  • Коммуникативность

  • Речь

  • Коммуникативная игра

  • Коммуникативные способности

  • Коммуникативная культура

  • Коммуникативная функция

  • Коммуникативные барьеры

  • Коммуникативная компетентность

  • Коммуникативный имидж

  • Коммуникативные каналы

  • Процессы коммуникативные

  • Коммуникативный туризм

  • Коммуникативная политика

  • Коммуникативная способность

  • Интеллект коммуникативный

  • Компетенция коммуникативная

  • Коммуникативный эффект

  • Коммуникативный процесс

  • Коммуникативный акт

Заключение

Речь — это как процесс речи (в устной форме) или письма (в письменной форме), так и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые являются звуковым или графическим произведением (результатом) этой деятельности.

Язык и речь тесно взаимосвязаны, поскольку речь — это язык в действии, и что для достижения высокой культуры речи необходимо различать язык и речь.

Язык — это система знаков, а речь — это деятельность, происходящая как процесс и представляемая как продукт этой деятельности. И хотя речь построена на том или ином языке, это самое главное различие, которое на разных основаниях определяет и другие.

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно различают семь: актуальность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность, правильность.

Актуальность — это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует содержание других коммуникативных качеств в конкретной языковой ситуации. С точки зрения коммуникации, в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному — позитивно или негативно.

Богатство является очень важной составляющей не столько собственно речи, сколько культуры речи, так как речь подразумевает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность сделать этот выбор. Чистая речь называется свободной от словарного запаса, который находится за пределами русского литературного языка: варварства, жаргонизмов, диалектов, слов-паразитов и т.д

Чистая речь называется свободной от словарного запаса, который находится за пределами русского литературного языка: варварства, жаргонизмов, диалектов, слов-паразитов и т.д.

Речь называется точной, если значения слов и словосочетаний, используемых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.

Логичность — это коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и последовательное изложение. В основных определениях логической речи подчеркивается, что речь можно назвать логической, если она соответствует законам логики. Это законы тождественности, не противоречия, исключаемые третьи и достаточные основания.

Выразительная речь — это такая речь, в которой выражение отношения к субъекту и/или форма речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как успешная и эффективная.

Правильность речи обеспечивает её понятность, а в этическом смысле — заботу об адресате. В коммуникативном плане корректность позволяет действовать в рамках одного кодекса. Правильность выполняет и другую важную роль в коммуникации — создает образ лингвистической личности. Отражает уровень знания языка, уровень образования в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: