Понятие группы в психологии

Понятие группы в психологии

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа

– объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа

– совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Понятие о группе в психологии, классификация групп

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные,

по непосредственности взаимосвязей – нареальные и номинальные, по значимости – нареферентные группы и группы членства. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:

Ø диффузная группа

– общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.

Ø ассоциация

– группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.;

Ø корпорация

– организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;

Ø коллектив

– группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.

Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа–это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Психологические характеристики группы

Групповые нормы – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна

Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы

, испецифические (выработанные именно данной группой). Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называютсягрупповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть: · положительными и отрицательными;

· формальными и неформальными;

· непосредственными и опосредованными.

Групповое давление – действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феноменаконформности (или конформного поведения). Различают:

а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;

б) внутреннюю – индивид действительно принимает мнение большинства.

Групповая динамикаэто совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, п

ричём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Стиль лидерства– это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

Функции социальных групп

Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:

Экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.
Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.
Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).
Инструментальная функция

Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране

Межличностные отношения индивидов внутри общности

Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:

  • официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
  • неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
  • деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
  • рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
  • эмоциональные – субъективная оценка решает все.

Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Псих — Стр 2

межличностные, к которым приводит в основном разделение функций и установленный порядок распределения прибыли;

межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.

Уровень внутригрупповой конфликтности в преступных группах достаточно высок. Конфликты порой обостряются до уровня смены лидера, переходят в острые столкновения, в том числе с применением силовых средств. Причинами межличностных конфликтов часто является стремление занять более высокое положение в группе, иметь непосредственное отношение к распределению ворованного и награбленного имущества и денег. Кроме того, конфликты могут возникать из-за психологических особенностей некоторых членов преступной группы: пониженной самокритичности, повышенного уровня притязаний, эгоизма, импульсивности в поведении корыстолюбия, невнимания к окружающим, отклонений в психике в пределах вменяемости (например, наличие акцентуации или психопатии) и др. Исследования показывают, что чаще всего конфликты возникают между:

а) лидером и всей группой;

б) лидером и одним из оппозиционеров;

в) старыми и новыми членами группы;

г) членами группы, решившими прекратить преступную деятельность, и всей группой;

д) членами преступной группы, выполняющими разные функциональные роли при совершении преступлений;

е) членами группы, стремящимися занять более высокое иерархическое положение в ее структуре;

и) группой в целом и одним из ее членов, чем-либо скомпрометировавшим себя;

к) отдельными членами группы на почве личных неприязненных отношений.

Лидеры преступных групп не заинтересованы в конфликте, так как не желают привлекать внимание правоохранительных органов. Внутри группы они стараются уладить конфликт с помощью своей власти и авторитета

Для улаживания конфликта между группами привлекаются “третейские суды” В качестве третейского судьи, как правило, выступает “вор в законе”.

Использование сотрудником правоохранительного органа знаний о природе и видах конфликта в организованной группе особенно важно для успешного расследования рассматриваемых преступлений. Большое значение имеет знание межличностных конфликтов

Анализ конфликтных ситуаций в организованной группе позволяет выявить её «слабое звено», увидеть причины разногласий, назревающих конфликтов, помогает работникам правоохранительных органов выбирать оптимальные, тактически грамотные приёмы воздействия на участников организованных преступных формирований, активно использовать противоречия в их показаниях.

Важное значение в правоохранительной практике представляет анализ причин и поводов межгрупповых конфликтов среди преступных групп, способов разрешения возникших противоречий, роль при этом лидеров групп, воров в законе, авторитетов

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Классификация социальных групп

Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:

  • Первичные. Такие группы объединяют людей, которые связаны между собой напрямую, имеют эмоциональную близость или кровное родство.
  • Вторичные. В такие группы входят люди, объединенные какими-то общими интересами, взглядами или идеями. При этом изначально у них нет личной или эмоциональной привязанности. Это может быть профсоюз или рабочий коллектив предприятия.

Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:

  • Формальные. Такие группы обычно имеют отношение к определенным организациям, а взаимоотношения между их членами подчиняются правилам, прописанным в официальных документах. Примером такой социальной группы может служить коллектив предприятия, группа или поток студентов.
  • Неформальные. Такие социальные группы возникают стихийно на основании наличия у достаточного количества людей взаимных интересов. Примером такой социальной группы может служить компания друзей или группа молодых родителей, которые гуляют с детьми на одной и той же площадке.

Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:

  • Ингруппа. Это социальная группа, с которой конкретный человек соотносит себя сам. Это может быть своя конфессия, компания, семья, друзья.
  • Аутгруппа. Такую социальную группу человек оценивает как чужую для себя. Это может быть чужая конфессия, другая группа в вузе или коллектив другой компании.
  • Референтная группа. Это группа, с которой человек себя не соотносит, но хочет соотносить, ориентируясь на их систему ценностей. У референтной социальной группы есть две основных функции: нормативная (даёт человеку систему ценностей, на которую можно ориентироваться) и сравнительная (позволяет оценивать себя и свои успехи на текущем этапе).

Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:

  • Малые. К данному типу обычно относят группы, насчитывающие от 2 до 30 участников. Примером может служить семья, компания друзей или школьный класс.
  • Большие. К этому типу относят группы, количество участников в которых превышает 30 (верхний предел не обозначен). Это может быть профсоюз или религиозная конфессия.

Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Способы деления на социальные группы

Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.

  • Возраст. От данного признака зависит практически всё в жизни человека: его интересы, социальный и семейный статус, здоровье и многие другие признаки, имеющие значение для социологических, маркетинговых и прочих исследований.
  • Пол. От пола также зависит сфера интересов человека, потребности, особенности здоровья, образ жизни и многое другое.
  • Территория проживания. Это может быть конкретный регион проживания или тип местности (сельская, городская).
  • Профессия. Социальная группа, выделенная по данному признаку, может включать представителей конкретной профессии (врач) или определенной специализации (хирург, ортопед, офтальмолог).
  • Религиозная принадлежность. В мире существует порядка 5000 различных религиозных направлений. У основных религий количество последователей исчисляется миллиардами.
  • Национальность. Несмотря на растущую популярность космополитизма, большинство людей в мире отождествляют себя с определенной нацией.

Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

Классификация групп в психологии

На основании критерия численности членов группы выделяют малые, большие группы, микрогруппы.

В составе микрогруппы, как правило, участвуют два-три человека. Несмотря на малое количество членов, указанные коллективы обладают характеристиками социальной группы. Как правило, в них преобладают неформальные отношения, чувства симпатии, дружбы, любви.

Малая группа выступает основной социальной, первичной средой личности. Малая группа оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных потребностей, психологическое состояние и социальную активность личности, выступая источником ценностных ориентаций, социальных установок субъекта.

Определение 4

Кроме того, различают условные и реальные группы. Условные – объединяются на основании определенного критерия, выделенного исследователем (пол, возраст, профессия и пр.); реальные – реально существующие в определенном времени и пространстве общности, связанные между собой объективными взаимоотношениями.

Таким образом, категория группы выступает одной из ключевых категорий психологии как науки, одним из основных инструментов развития личности, ее социализации и адаптации к жизни общества.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек:

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Признаки группы как психологической категории

Основными признаками группы как психологической общности выступают следующие:

  • наличие интегральных психологических характеристик, включающих психологическую атмосферу, климат, групповые интересы, групповые нормы, групповые установки, которые формулируются в процессе группового развития, общественное мнение, социальный контроль;
  • свойства группы, обеспечивающие ее единство. В структуре группы выделяется композиция, групповые нормы, групповые санкции, групповые процессы, социальный контроль.

Определение 2

Под композицией понимают совокупность групповых свойств, основных качеств ее целостности. К данным признакам относят численность группы, ее половой, возрастной состав, национальная или социальная принадлежность членов группы.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Определение 3

Под групповыми процессами в современно научной литературе понимают меняющиеся, динамические показали, характеризующие развитие группы. В рамках коллектива выделяют психологические и организационные процессы сплочения, развития группы;

  • способность членов группы к реализации согласованных действий – основной признак, обеспечивающий единство коллектива. Степень сплоченности группы во многом обусловлена уровнем развития навыков согласованности действий, развития группы, социальной ситуации, руководителя, лидера коллектива;
  • осознание членами группы своей принадлежности к коллективу;
  • система взаимоотношений между членами группы.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: